Самые обсуждаемые темы (topbloger) wrote,
Самые обсуждаемые темы
topbloger

Про качество сварки и детонацию топливных баков боевых машин

В какой то мере продолжение данного поста Криса Рида, по материалам тогда еще живого М.Н. Свирина:
Отчет спецлаборатории НКВ № 101-1 по теме:

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОРАЖЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ ТАНКА Т-34 БРОНЕБОЙНО-ФУГАСНЫМИ И КОМУЛЯТИВНЫМИ (БРОНЕПРОЖИГАЮЩИМИ) БОЕПРИПАСАМИ ГЕРМАНСКОЙ ФАШИСТСКОЙ АРМИИ.
http://kris-reid.livejournal.com/187689.html
 Прошли годы.  С течением времени и "грубость" швов немецких боевых машин уже становится притчей во языцех для слабых умов, особо альтернативно одаренные уже сравнивают "грубые" сварные соединения "Королевских тигров" с бронелистами соединенными в "Шип" с аккуратненькими швами  Т-34 и впадают в щенячий восторг от сварочных автоматов, не понимая ни что это такое, ни технологии самого процесса сварки.



Начнем с того что сравнивать "грубость" сварных соединений 45  и 150 мм листов несколько неправильно. Особенно коли во втором случае  соединяются листы с V образным скосом кромок, для обеспечения сварщику возможностей прогрева соединяемых деталей, а не просто заполнения щели меж бронедеталями расплавленным металлом с ничтожным сцеплением с соединямыми поверхностями.
...Вообще типовые дефекты сварных соединений можно посмотреть тут:

И внезапно некрасивости сварных швов как на стыке ВЛД и НЛД "Королевского тигра" там нет. А вот  различные типы непроваров - есть.
 В принципе а этой фотографии КТ  реально возможных дефектов сварки в принципе не разберешь но это не мешает патриотам поражать гитлера пальцем в фотографии.  Однако уважаемый Юрий Пашолок как то постил фотографии по моему "Ягттигра" с швами толщиной в четыре пальца вблизи, я полагаю логичным что швы КТ имели схожее качество.
Да, безусловно выглядят они грубо однако при всей неровности поверхностей металла шва  никаких вышеуказанных дефектов я там не заметил. Поверхностную обработку же металла по стыку технологическая карта видимо не предусматривала - вот и весь секрет грубостей и некрасивостей его поверхности.
 Скосы кромок на свариваемых деталях делаются для обеспечения возможности сварщику прогреть соединяемые листы - это собственно и есть весь секрет, почему сварочные автоматы в весьма развитых государствах широко используясь в промышленности  так долго не варили броню. а академик Патон  в СССР внезапно увидел очевидное и с неимение аналогов  решил вопрос...
  Который также внезапно далеко не упирается в одну подборку флюса и металла электрода или даже их подачу на сварочный автомат  зависящие от акдемика.  Для обеспечения качества сварного соединения автоматом, основной проблемой будет избежание таких дефектов как непровары - что при высоких толщинах броневых листов крайне непросто.
 Конкретнее в  этих самых развитых государствах, сварочные аппараты при производстве бронетехники использовали кроме СССР только Штаты ( про Канаду не знаю) . Германия и островная Англия  варили исключительно вручную. И кстати сказать, США как только закончилась ВМВ к сварке брони танков вручную тоже и вернулась.
Сейчас, на станках-автоматах с программируемым управлением в принципе я представляю как можно подобрать режим движения сварочной головки автомата в зависимости от глубины  шва и толщины  свариваемых листов, как это делать на  голой механике с качеством сравнимым с квалифицированным  ручным я представляю слабо. И думается мне академик Патон представлял не лучше, поскольку весь секрет аккуратности швов Т-34/85  и производительности "мальчишек-сварщиков" виден на данной фотографии с завода №183 в Нижнем Тагиле:


Нет там никаких V или U образного раскроя краев соединяемых деталей. Есть обработанное под геометрические размеры посадочное место и прихваченный сверху сварочным автоматом  лист крыши башни.
Ноу хау производственников, без всяких НО объясняющее почему с тагильских Т-34/85  при взрыве боекомплекта перестало "снимать голову":


Еще образнее выглядит знаменитая тридцатьчетверка  №323 с сорванным к чертям лобовым листом, которую Михаил Николаевич ошибочно ( и я сам покойному об этом говорил) приводил в пример результата взрыва баков Т-34  из обнародованного им отчета  цитируемого Крисом Ридом выше:


Начнем с теорий.  Дизельное топливо само по себе не взрывается, взрывается топливно-воздушная смесь,  а если точнее происходит реакция окисления дизельного топлива с кислородом воздуха.
Кислорода в воздухе 21 %, масса кубометра воздуха в нормальных условиях 1,2928 кг. Идеальное стехиометрическое» соотношение по бензину:  1 весовая часть топлива – 14,7 весовых частей воздуха.  Для дизтоплива примем 14,5.  Во всех иных соотношениях будет оставаться либо несгоревшее топливо, либо не вовлеченный в реакцию кислород.
Внутренний объем Т-34, кислород которого сгорел в объемном взрыве внутри машины и как считал М.Н. выбил взрывом лобовой лист , примем за 10 кубометров.
Это 12,928 кг воздуха и при делении данной массы на 14,5 -  892 грамма дизельного топлива. Меньше прореагировать может,  больше - никогда.
Даже если бы дизельное топливо выдавало такой же объем газов как  900  грамм тротила  что в реальности  даже и близко не так,   это вовсе не так много чтобы танки на части рассыпались.
 Даже ту химию что знал, я давно забыл, самому  высчитывать реальный  объем газов от 900 грамм соляры мне лень, искать данные расчеты, которые касательно взрывов баков Т-34 теми кто в химии разбирается  поверьте на слово проводились - тоже. Было найдено, что при перерасчете тротиловый эквивалент объем газов образующийся при взрыве ТВС в боевом отделении Т-34 приравнивается  приблизительно 300-400 грамм, что лучше всего подтверждает расчеты приведенного М.Н. документа. Видимо видимо найденного тем на той  кубинской помойке куда в 90-е птенцы гнезда Грачова выкинули архив НИИ Бронетанковой Техники и который, используя отсутствие архивных реквизитов документа наши интернетные профпатриоты тут же объявили подделкой.
 Дабы  оценить сколько это, 400 грамм тротила - это снаряжение двух наступательных гранат  РГД-5.  И все. Так что
чтобы  от взрыва "толовой шашки" или же двух РГД у танка отвалилась ВЛД, держаться она действительно должна, в буквальном смысле слова на соплях. Интереснейша получается ода сварочным автоматам академика Патона  и мальчишкам ФЗУшникам" за ними... в реальности.
  По факту же, если не принимать во внимание явно ошибочную привязку Михаила Николаевича данный Т-34 получил попадание 15 cm  фугасного снаряда с снаряджением в 4 килограмма аматола 50/50 в первый каток., в результате чего сам каток разбило, а вертикальный броневой лист  за ним в мяло внутрь машины на   20 сантиметров. От попадания снаряда данный танк  в буквальном смысле слова развалился по швам.
Существуют и другие его фотографии:


  Гореть машина даже не пыталась, на ней и рядом валяются  сорванные с катков резиновые бандажи, внутренности целые  и танк даже не закопчен, за исключением  ленивца. Кроме того видно, что  исчез примерно метровый кусок горизонтальной бронедетали надгусеничной полки, верхний бортовой лист разломан пополам и половина его также исчезла, НЛД машины также отвалилось при взрыве, как впрочем вертикальный броневой лист на противоположном борту.
  Про качество сварки данной машины может высказаться любой сварщик  и высказаться весьма ярко и образно.
 Об этом Михаил Николаевич кстати тоже упоминал - качества сварки автоматами даже в наших условиях уступало  ручному квалифицированных специалистов.  А за рубежом видимо из этих же соображений, в Штатах броню танков варили вручную минимум до 60-х годов включительно.
  Другие же фотографии последствий "взрыва баков Т-34" если  разобраться нередко несут подобные же повреждения.

  Вот не менее знаменитая  экранированная сормовчанка   "За Родину"  с вырванным верхним бортовым листом

" Взрыв паров солярки в баках Т-34 был настолько сильным что..." люди уже не интересуются тем, что у данной машины вместо дизеля стоял двигатель М-17Т и в баках плескался бензин а не соляра.
А что же касается вырванного борта, то глянув на другие фотографии данного танка внезапно  можно предполагать тоже вовсе не взрыв паров "соляры"( 1% от объема воздуха в баке по секрету сказать) а все то же попадание тяжелого снаряда в надгусеничную полку, взрыв которого не только вырвал весь верхний бортовой лист но и разрушил третий каток машины.

К слову сказать  танки в сормово в начале 1942 г. варились как раз вручную и сварные швы в данном случае видно что вполне  качественные. с разрывами  в точности по абсолютно верному уточнению уважаемого pyrpyr_w0 касательно 323 машины:

"Другими словами если есть машина с порванным по сварным швам корпусом, нельзя сказать что причина в плохой сварке, потому что мы банально не знаем как бы в точно таком же взрыве повел себя хорошо сваренный корпус, возможно его порвало бы точно так же..."
вообще то когда мы проводили испытания сварных швов на разрыв, то при качественном проваре и соблюдении технологии разрыв шел по металлу в районе третьей термической зоны а не по самому шву, а вот если не соблюдать технологию, не делать разогрева нормально, не проваривать и не давать опуска, то шов раскалывался.
Да и на приведённом выше фото , если допустить внутренний взрыв, то подозрительно целы внутренности
.


источник - rostislavddd 
[0 ссылок 64 комментариев 1850 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
Tags: rostislavddd
Subscribe

promo topbloger november 1, 19:44 233
Buy for 50 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments