Самые обсуждаемые темы (topbloger) wrote,
Самые обсуждаемые темы
topbloger

Несмешно о смерти/8 лучших свиданий

Выполнил обещание и сходил на скандальный фильм «Восемь лучших свиданий» украинского продюсера Зеленского со «звездой» Верой «Брежневой» в одной из главных ролей. Суть скандала: «патриоты-националисты» сначала призывали (через соцсети типа Фейсбука) к бойкоту фильма «Восемь лучших свиданий», а потом, уже после его выхода на экраны в канун «женского праздника», шумно радовались «успеху бойкота» - то есть тому, что фильм «провалился в прокате».

Я ни в какие бойкоты не верю, конечно. Российские фильмы проваливаются в прокате практически всегда, за всю историю постсоветского кино из этого правила всего 10-15 исключений, так что можно сказать (и говорят), что российские зрители давно бойкотируют любое российское кино в принципе.

Хотя фильм Зеленского и правда получился странный. Позиционировали его для широкой публики как «милую добрую комедию для семейного просмотра или для романтической встречи с девушкой», и, видимо, поэтому приурочили выход на экран к «длинным выходным», венчающимся Восьмым марта. А на деле?

А на деле это такая комедия на тему смерти. В самом прямом смысле. Герою врач, глядя на его МРТ-снимки, заявляет, что жить тому осталось от силы месяц-полтора, ввиду наличия неоперабельной раковой опухоли в мозгу. Ну и далее авторы полтора часа предлагают залу поржать над шуточками и нелепыми выходками умирающего. Видимо, считается, что смеяться залу легко, ведь зритель (в отличие от героя) знает, что диагноз ошибочный.

Ну, не знаю. По мне, сама коллизия такова, что в ней уж, что называется, «не до шуток».
...
На что вообще рассчитывали авторы сего опуса?? Я честно пытаюсь понять, но моих усилий не хватает. Любое художественное повествование, построенное по классическим законам «завязка-кульминация-развязка» и имеющее главного положительного героя, неизбежно предполагает идентификацию зрителя с этим самым главным героем. Ну это просто закон восприятия! Людям неинтересно «про чужих», они любят «про себя». Если я слежу за героем, который мне симпатичен, я невольно ставлю себя на его место в описанных перипетиях, "влезаю в его шкуру".

И вот в «Восьми свиданиях» авторы предлагают зрителю, настроенному на легкое, фривольное и может даже эротическое (Вера Брежнева все-таки, бывшая «Виагра»!) зрелище – этакий удар под дых: вместо развлекательных историй типа «как украсть миллион» или «как соблазнить красотку» - «давай представим, что ты смертельно болен и через месяц умрешь, гы-гы-гы! Правда, смешно?»

Да обхохочешься.

Самое смешное – что, очевидно, такая постановка вопроса в принципе вполне допустима. В конце концов, смеяться можно над всем. Почему нельзя смеяться над смертью? Разве умирающий не смешон? Вполне даже возможно (многие великие философы, особенно экзистенциалисты типа Камю, с этим бы согласились), что смеяться в лицо Смерти даже НУЖНО, но…

Но глупо рассчитывать на успех такой смелой постановки вопроса у реально широкого и массового зрителя. Такая «продвинутость» обычным обывателям несвойственна – и, может, оно и к лучшему. В принципе, народная мудрость довольно неодобрительно относится к «пляшущим на похоронах».

Так что в своей основе – уже собственно по сюжету – «Восемь лучших свиданий» самый что ни на есть жесткий артхаус, который просто маскируется под «легкую комедию», причем весьма топорно. И, естественно, люди это чувствуют – поэтому они на фильм и не пошли. Широким массам такое «Мементо мори» за свои собственные деньги нафиг не надо – и без того неприятностей хватает.

Хотя есть даже ощущение, что и сами авторы не понимали, что именно они снимают. Поэтому один из самых пронзительных – и видимо, невольных – эпизодов «комедии» стоит в середине: когда герой в исполнении Зеленского уже успешно внедряет в свою семью вместо себя «заместителя», сам же обстряпывает собственное изгнание из дома, все идет как по маслу – и вот он холодным вечером, поднявшись на цыпочки, уже забытый и никому не нужный, заглядывает в окна еще вчера «своего» дома: а там идиллия. Чужой мужик играет с его детьми, его жена весело улыбается этому мужику, на столе чайник и плюшки, дети смеются, в доме тепло, уютно, все довольны. Зеленский смотрит на это сквозь стекло с такой тоской и таким отчаянием – и как-то в этот момент становится понятно, что вот оно, вот это и есть, собственно, смерть: все так и будет идти своим чередом –

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня
И будет все, как будто бы под небом
И не было меня.

Веселое кино, я ж говорю.

Сам по себе сценарий у фильма, кстати – тупейший. Практически все шутки абсолютно несмешные, большинство вызывают просто физическую неловкость за тех, кто их придумал и кто оказался вынужден произносить. Например:

Жена главного героя (она не знает, что он получил смертельный диагноз) привычно пилит его, говоря: «Ну, у тебя явно с головой что-то не в порядке!!»
Герой (думая про свою мозговую опухоль): «А что, неужели это уже заметно?»
(Авторы явно ждут, что зал повалится с кресел от хохота)

Или: герой, только что узнавший про диагноз, пьет со своим шофером в баре. Шофер, желая подбодрить шефа, тянет к нему свою рюмку:
- Ну, за здоровье!
- Поздно, Сеня! – отвечает Зеленский.
- Ну тогда за упокой! – быстро перестраивается шофер.
- А это рано! – говорит Зеленский.
И выпивают не чокаясь.

Вот из такого кладбищенского «юмора» все и состоит.

Однако тупой сценарий некоторые любопытные моменты все ж подцепил. То есть в этой абсурдной истории кое-что есть. Например – то, с какой готовностью «преуспевающий бизнесмен», имеющий «планов громадье» по расширению бизнеса, красавицу-жену, дом «полную чашу» и очаровательных детей… соглашается умереть. Очень ведь показательно! В частности, с какой готовностью он бросается искать себе «замену» в семье.

По сути, мы видим здесь зримое воплощение известной сталинской фразы о «человеке-винтике». Только Сталин называл так других, а герой фильма вполне искренне таким «винтиком» считает себя. Типа я «сломался» - ничего, надо просто на мое место вкрутить любой другой, и, в общем, ничего не изменится.

То есть герой сам про себя в глубине души знает, что он НЕ НУЖЕН. Как у Данелии в старой, но вечнозеленой «Кин-дза-дза» - «Скрипач не нужен!»

Ну и последняя загадка этого странного фильма, вполне закономерно отвергнутого зрителями (несмотря на очень даже неплохую игру самого Зеленского) – название. Откуда «8 лучших свиданий» - я так и не понял, хотя посмотрел все до конца. Какие свидания? С кем? Почему 8?? На этот счет у меня нет даже никаких версий.

Дзен какой-то, а не фильм. Если считать этот фильм своеобразным данайским даром Украины для России (а это ведь так и есть, по большому счету), то интерпретации могут быть самые замысловатые. Просто настоящий простор для конспирологов.

Намек, наверно, на то, что все происходящее вокруг – глупейший фарс на страшную тему. Больные в Онкоцентре устроили Вечер Юмора – кто кого перешутит.


источник - sapojnik 
[0 ссылок 112 комментариев 5309 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
Tags: sapojnik
Subscribe

promo topbloger ноябрь 1, 19:44 233
Buy for 50 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments