Самые обсуждаемые темы (topbloger) wrote,
Самые обсуждаемые темы
topbloger

Неделя резкости, часть №1. "Враг резкости - дифракция"

Библейская притча про верблюда и игольное ушко в фотографии получает несколько иное прочтение: неважно насколько велик фотографируемый верблюд, как бы вы ни закрывали диафрагму, он всё равно сквозь неё пролезет, но если дырочка будет слишком уж маленькой, то вылезет он из неё весьма потрёпанным, и не очень чётким.

Я не хочу обидеть никого персонально, но не могу не заметить - подавляющее большинство моих коллег ни в зуб ногой по этому вопросу. Они и понятия не имеют о том, что сильно закрытая диафрагма всегда приводит к падению общей резкости. Почти все они считают, что чем сильнее закрыта диафрагма, тем выше резкость. На днях я спорил с одним таким. Он мне показывал интерьерные снимки, на которых, судя по звёздочкам вокруг источников света, "дырка" была зажата до предела. Я разумеется спросил - "Небось на двадцать второй снимал?" - на что он, гордо приосанившись, ответствовал - "А как же! Чтоб резкость звенела!"

Только полный профан, слышавший звон о том, что прикрытая диафрагма увеличивает резкость, считает, что чем сильнее задиафрагмируешься, тем больше будет резкости. Каждый мало-мальски образованный фотограф хорошо знает, что любой объектив всегда хуже снимает на максимально открытой диафрагме, и на максимально закрытой. Резкостный максимум как правило залегает в пределах f5,6 - f8, редко f11, и никогда не f22!

Решив поколебать его уверенность, я начал было рассказывать ему о дифракции, но он немедленно начал смеяться, и рассказал мне историю, которая у таких как он пользуется большой популярностью. Все великие фотографы, сказал он, желая получить самую лучшую резкость, всегда снимали на диафрагме f64, и даже основали "Общество "F64", где собирались, и обсуждали свою любовь к закручиванию диафрагмы, а все кто про это не знает - дураки и идиоты, потому что в это сообщество входил даже сам Ансель Адамс!
...
Я не стал с ним спорить, ведь "Общество "F64" действительно существовало, и старина Ансель действительно являлся одним из его организаторов. И да, на самом деле, диафрагма, закрытая до значения 64 позволяла получать невероятно резкие снимки - фотографии самого Адамса это подтверждают.


Ansel Adams "Farm Workers"

Но как такое возможно, спросите вы? А я вам скажу - одно совершенно не противоречит другому! Всё дело в том самом игольном ушке, сквозь которое должен пролезть верблюд.

Если вспомнить школьный курс физики, и перестрелять всех сторонников корпускулярной теории, то окажется, что свет представляет собой волну. А волна, проходя сквозь маленькую дырочку, теряет свою плавную форму (ухудшение резкости), и обзаводится паразитными маленькими волночками (появление аберраций). Кому не лень, вот тут написано гораздо умнее, и более подробно.

Именно поэтому крохотное отверстие до отказа закрытой диафрагмы неизбежно приводит к уменьшению резкости изображения. И именно поэтому, собственно, численный ряд диафрагм для малоформатной оптики заканчивается на значении f22, и гораздо реже f32, потому что производители объективов прекрасно понимают, что дырочку-то можно и уменьшить, да вот только качество картинки при этом пострадает весьма заметно.
Если мне не изменяет память, то только SIGMA, изготовив макрообъектив AF 105 mm f/2.8 EX Macro, снабдила его возможностью прикрывать дырку до значения f45, да и то лишь в модификациях, предназначенных для камер SIGMA, и Canon. И по воспоминаниям пользователей, снимать этой линзой на дырке f45 было не очень приятно, ибо резкость падала ниже плинтуса, да и общее качество картинки деградировало весьма заметно.

Так что мой знакомый, по случаю урвавший заказ на интерьерную съёмку, вполне может столкнуться с тем, что при попытке увеличить его снимки до значительного размера, заказчик столкнётся с неприятной рыхлостью картинки, и отсутствием резкости, с которыми не справится даже Фотошоп.


Но здесь вы наверное уже хотите спросить - так как же всё-таки справлялся Ансель наше всё Адамс? Как он получал такую "звенящую" резкость, если он закручивал диафрагму до значения f64? Ответ очень прост - для той камеры, которой любил снимать американский классик ландшафтной фотографии..



..действующее отверстие при данном значении диафрагмы просто физически имело окружность около сантиметра, (плюс-минус), и разумеется, при таком размере ни о какой дифракции там и речи не могло быть, верблюды национального парка Иосимити ломились в это отверстие как в распахнутые ворота, иногда сбивая самого Адамса с ног.




источник - strravaganza 
[1 ссылок 56 комментариев 3648 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
Tags: strravaganza
Subscribe

promo topbloger november 1, 19:44 233
Buy for 50 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments