Самые обсуждаемые темы (topbloger) wrote,
Самые обсуждаемые темы
topbloger

Специалисты о высшем образовании и ЕГЭ

На этой неделе вышло несколько очень интересных материалов, в которых речь шла о проблемах нашего образования.
Это, во-первых, интервью ректора СПбГУП Александра Запесоцкого, опубликованное в газете "Комсомольская правда".
Гуманитарный университет профсоюзов - известное и уважаемое учебное заведение, и Александр Запесоцкий - декан уже почти 25 лет. Так что, надо полагать, он понимает, о чем говорит.

Вот некоторые цитаты из этого интервью:


- Александр Сергеевич, последняя история, связанная с вашим вузом, попавшая в новости - это когда вы запретили студентам выставлять фотографии в неглиже в социальных сетях. До этого, помню, у вас были драконовские правила по опозданиям на занятия и по пропуску занятий. И вообще, вы держите студентов в ежовых рукавицах, что достаточно странно. Как правило, к студентам относятся, мягко говоря, лояльно, потому что они приносят деньги....

- Мы очень редко что-то запрещаем. И, как правило, если мы принимаем строгие меры, у нас на этот счет уже есть общественное мнение в вузе. То есть, как правило, студенческий актив (у нас сильный профком, сильный студсовет) поставил вопросы перед администрацией. Люди говорят: вот то-то и то-то происходит неправильно, давайте мы примем меры.


- Например?

- В 2005 году мы отчислили одну студентку, которая ругалась матом в интернете. Девушка была на занятии ни много, ни мало у лауреата Венецианского фестиваля, он ей трижды сделал замечание (разговаривала с подругой), а она не обращала на профессора внимание. Тогда преподаватель попросил ее выйти. Студентка пошла в общежитие, вошла в интернет и стала крыть педагога матом. И тогда студенты пришли в деканат и сказали: этот преподаватель для нас уважаем, мы у него учимся, мы его боготворим, а эта студентка ведет себя неправильно, мы бы не хотели, чтобы кто-то нашего преподавателя оскорблял. Мы пригласили виновницу на ученый совет побеседовать. Она заявила: я имею право ругаться матом, это свобода слова. Шукшин ругался матом, Пушкин ругался матом.
...
- И никто у вас в вузе матом теперь не ругается.

- Да, именно так.

- А что за история, когда вы отчислили сразу 300 студентов?

До 96-го года у нас была ситуация, доставшаяся в наследство от старых времен. Люди приезжали учиться: кто-то 1 сентября, кто-то 15 ноября. Учебный процесс плавно начинался, месяца 2-2,5. По всему ходу этого учебного процесса появлялись молодые красивые загорелые люди, допустим, в октябре, говорили тем, кто в аудитории: а вы что, дураки, все это время учились, что ли? - А я в Сочи загорал. А следующий вопрос прогульщиков был: «А что это я на семинаре ничего не понимаю»? А там уже все установочные лекции отчитаны. «А вы не могли бы мне объяснить, чем мы тут занимаемся?» – И опоздавший начинал тормозить учебный процесс. С этим было невозможно бороться.
Я тогда сознательно пошел на ярко выраженный педагогический конфликт.
20 лет назад, 1 сентября 96-го года мы пришли в аудиторию с лектором, – губернатором Ленинградской области. Аудитория вообще пустая, ни одного человека. Кто-то не пришел, кто-то на линейке побыл. Друг на друга посмотрели, пошли пить пиво.
В понедельник утром мы отчислили 300 человек.
Я два раза собирал вот этих 300 отчисленных. Я садился один. Напротив – их 300 человек, плюс родители, группа поддержки, адвокаты. И я с ними один раз 4 часа разговаривал и потом второй раз еще 3 часа. Всё объяснил. Они говорили: это же воскресенье. А я им говорил: у нас по уставу это начало учебного года. 1 сентября – символ университетского отношения к знаниям. Ценность. Это день, когда я приглашаю особых преподавателей, которые задают планку учебного процесса. Прогульщики выразили негативное отношение к нашим ценностям. И они вынуждены были со мной согласиться, практически все восстановились.

Вторая проблема. Сложилось так, что за последние 25 лет государство очень незаметно вывело функцию воспитания за пределы системы образования.
- Но сейчас же в федеральном государственном образовательном стандарте как раз возвращена эта позиция.
- Ничего там толком не возвращено. Нет механизма спросить за воспитание. Более того, неправильная концепция сегодня исповедуется Министерством образования. Что вуз (и школа, кстати) – коммерческое предприятие.

Все, что связано с воспитанием, почти утрачено сегодня в нашей образовательной системе. У нас осталось только обучение. Плюс дополнительные услуги за пределами сетки уроков.

- Вы очень утрируете ситуацию в образовании.

- Я утрирую? Мы этих детей от школы получаем. У нас есть гимназия при университете, в которой учатся дети примерно из 50 регионов. Это старшие классы, 8-10-й. И мы каждый раз на входе их тестируем. Лет 8-9 назад у нас средняя оценка школьная была у приходящих в гимназию 4,2, а обеспеченность была 3,8 реальными знаниями.
Сейчас средняя школьная тоже 4,2, а обеспеченность 2,8.

Далее: самостоятельность, творческие начала, креативность. Здесь катастрофа. Что может ребенок? Он может легко скачать текст из интернета. А проанализировать и сравнить два текста он не способен. Но мы же берем детей для подготовки к поступлению в университет. 70% детей не имеют элементарных навыков работы с информацией. Студент должен материал осмыслить, выработать к нему свое отношение – то, с чего начинается творческая университетская личность. У нас в университете на экзамене любой ответ человек записывает, когда готовится. И чтобы получить пятерку, ему недостаточно конспект пересказать. Он должен на пятерку минимум три независимые точки зрения по каждому вопросу билета привести из разных источников. Студент должен их сравнить, дать анализ и высказать свое мнение. Без этого пятерки нет. Так вот, дети на входе в университет аналитическим мышлением не обладают.

К нам конкурс от 30 до 50 человек на место. И даже при этом самые слабые стороны первокурсников – дисциплина, трудолюбие, ответственность. Ребенок считает в подавляющем большинстве случаев, что успех к нему придет как везение.

(Ректор СПбГУП Александр Запесоцкий: «Студенту важно понимать — успех приходит через трудолюбие и дисциплину», "КП", 15.04.16)

И ещё очень интересный диалог состоялся у В. Познера и Т. Черниговской.
Татьяна Черниговская в 1993 году защитила докторскую диссертацию «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты» по двум специальностям: «Теория языкознания» и «Физиология». Татьяна Владимировна - профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований.

И вот специалист такого уровня, говоря о ЕГЭ, утверждает: "Ни один гений никогда бы не сдал ЕГЭ..." И далее говорит о том, каким должно быть обучение, какими экзамены, как нам не потерять действительно талантливых детей. БОльшая часть интервью - о возможностях нашего мозга. Очень рекомендую.

[Видео]





источник - nikolaeva 
[1 ссылок 53 комментариев 3504 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
Tags: nikolaeva
Subscribe
promo topbloger november 1, 2020 19:44 233
Buy for 50 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments