?

Log in

No account? Create an account
Было дело на Байкале - Самые обсуждаемые темы блогосферы [entries|archive|friends|userinfo]
Самые обсуждаемые темы

[ website | ТОП30 - рейтинг блогосферы ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| ТОП30 - рейтинг блогосферы Разворачиватель комментариев ]

Было дело на Байкале [авг. 17, 2018|05:20 pm]
Самые обсуждаемые темы
[Tags|]

59038.jpg

Ровно 100 лет назад, в ночь с 16 на 17 августа 1918 года, произошла корабельная баталия на озере Байкал. Событие само по себе феноменальное, но дополнительный шарм ему придает то, что одна из сторон в этом бою была представлена чехословацкой военной флотилией. Причем самой Чехословакии тогда еще не существовало, а после ее появления у нее никогда не было военного флота по причине отсутствия выхода к морю и сколь-нибудь заметных акваторий.

Таким образом, флотилия, созданная чехословацкими легионерами на Байкале, была единственным подобным формированием. Она состояла из трех небольших колесных пароходов "Сибиряк", "Бурят" и "Федосий", захваченных в байкальских портах, а также - из двух несамоходных плавбатарей, сделанных из барж-лесовозов, на которые чехи установили по две трехдюймовые полевые пушки образца 1902 года.

Чехословацкой флотилии противостояла красная Байкальская флотилия, в которую входили восемь пароходов, но из них только два вооруженных: ледокольный железнодорожный паром "Байкал" и ледокол "Ангара". Флагманом считался "Байкал", вооруженный одной шестидюймовой гаубицей (в некоторых источниках - мортирой) неизвестной марки и несколькими пулеметами. На "Ангару" водрузили две трехдюймовки и также несколько пулеметов.

Вечером 16 августа "Байкал" стоял у пристани Мысовая на юго-восточном берегу озера, когда с северо-запада показались чехословацкие пароходы "Бурят" и "Сибиряк". Каждый из них тащил на буксире баржу с двумя пушками. Встав примерно в двух километрах от берега, чехи открыли огонь по пристани, портовым складам и располагавшейся неподалеку железнодорожной станции. У красных в Мысовой не было артиллерии, кроме одной гаубицы "Байкала", для которой имелось всего 11 снарядов.

Тем не менее, капитан "Байкала", он же - командир флотилии и бывший рабочий Матвей Власов решил принять бой. Но, чтобы задействовать гаубицу, стоявшую на носу парома и способную вести огонь только вперед, судну требовалось задним ходом отойти от причала, а потом развернуться на 180 градусов. Сделать это не удалось.

Заметив, что "Байкал" развел пары и пришел в движение, чехи перенесли огонь на него. Этот стометровый "плавучий сарай", двигавшийся с черепашьей скоростью кормой вперед, представлял собой прекрасную мишень. Едва успев отойти от берега и начать разворот, он получил снаряд в центральную часть надстройки, а потом еще один - в корму. От второго попадания вышло из строя рулевое управление. Теперь судно могло кое-как управляться только машинами, регулируя обороты винтов.

Поняв, что решение вступить в бой было слишком опрометчивым, Власов распорядился немедленно возвращаться к пристани, а после швартовки - всей команде покинуть судно. Между тем, чехи продолжали стрелять и всадили в "Байкал" еще два снаряда, один из которых угодил в складированные на палубе бочки со смазочным маслом. Это попадание вызвало огромный пожар, почти мгновенно охвативший судно, так и не сделавшее по врагу ни единого выстрела. Вскоре начали рваться снаряды и пороховые картузы для гаубицы. Однако погибших не было. Все моряки успели сбежать на берег или спрыгнуть в воду.

"Байкал" полыхал до утра, пока на нем не выгорело всё способное гореть. Удивительно, но корпус при этом остался на плаву. Через несколько дней белогвардейцы и белочехи заняли Мысовую, оставленную красными без боя. Они отбуксировали остов "Байкала" от пристани и приткнули его к берегу, где он простоял несколько лет, а потом, уже после возвращения Красной армии и завершения Гражданской войны, был разобран на металл.

На заставке - дореволюционный снимок "Байкала". Шестидюймовая пушка, скорее всего, стояла там, где на нижней палубе видны люди.

Baikal6-1896.jpg
Чертеж ледокольного парома "Байкал". Это уникальное судно было построено в 1896 году по российскому заказу на судоверфи Армстронга в Ньюкастле, потом - разобрано и по частям доставлено в село Листвянка на берегу Байкала, где для его окончательной сборки была сооружена судоверфь. В 1899 году паром спустили на воду и достроили на плаву, а в следующем году он вступил в эксплуатацию.

7171899_.jpg
Корпус "Байкала", украшенный флагами, перед торжественным спуском на воду.

_2222_Tyne__Wear_Arc.jpeg
Паром в заключительной фазе строительства.

Baikal2-1896.jpg "Байкал" идет по Байкалу, ломая лед.

025.jpg
Чешские легионеры устанавливают пушки на одну из артиллерийских барж, впоследствии расстрелявших "Байкал".

50.jpg
Чехи после захвата Мысовой осматривают сгоревший паром.

источник - vikond65 
[2 ссылок 50 комментариев 4704 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
СсылкаОтветить

promo topbloger november 1, 2020 19:44 227
Buy for 40 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…