?

Log in

No account? Create an account
Надо ли бояться сказок? - Самые обсуждаемые темы блогосферы [entries|archive|friends|userinfo]
Самые обсуждаемые темы

[ website | ТОП30 - рейтинг блогосферы ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| ТОП30 - рейтинг блогосферы Разворачиватель комментариев ]

Надо ли бояться сказок? [окт. 15, 2018|03:20 pm]
Самые обсуждаемые темы
[Tags|]

Так называется глава из книги "Как понять ребенка. В сердце эмоций: слезы, смех, испуг, удивление".
Автор - Изабель Филльоза – "известный детский психолог, психотерапевт и мать двоих детей, автор переведенных на многие языки бестселлеров о воспитании" (из аннотации).

Спойлер: по мнению автора - надо.
Филльоза в очередной раз ставит под сомнение пользу традиционных народных сказок для развития психики ребёнка. Идея, конечно, далеко не нова.



Напомню основные претензии, фигурирующие "в предыдущих сериях" гонений на сказки:

- сказки забивают голову ребёнку пустыми фантазиями вместо того, чтобы давать ему реалистичное представление о мире (аргумент признан несостоятельным)
- в сказках очень много насилия, жестокости, пугающих персонажей и страшных событий, неблагоприятно влияющих на неокрепшую психику маленького ребёнка (спорно; есть исследования, подтверждающие обратное; можно регулировать подбором сказок по возрасту и с учётом индивидуальных особенностей нервной системы ребёнка; использовать адаптированные варианты)
- оригинальные варианты сказок недопустимы для детского чтения, а адаптированные часто искажают смысл настолько, что аргумент о "вековой народной мудрости" оказывается несостоятельным (в некоторых случаях можно согласиться)
- многие популярные сказки несут довольно сомнительный посыл и могут заложить негативный сценарий (в некоторых случаях с этим действительно трудно спорить)
- подавляющее большинство сказок никогда не предназначалось для маленьких детей, их адресат - подростки и молодёжь, а сюжеты чаще всего построены на обряде инициации, знаменующем переход от детства или юношества к взрослому возрасту (широко известная и достаточно убедительная теория Проппа).
В прошлом веке возникло и множество других теорий, рассматривающих народные сказки как вуалирующие сексуальный комплекс (фрейдизм); как непосредственное отображение психических процессов коллективного бессознательного (юнгианство); как выражение философии миропонимания и ценностных доминант конкретного народа (аксиолоический подход).

Филльоза приводит несколько примеров, когда страшные сказочные сюжеты послужили источником страхов у малышей, и пишет, что сказки служат отражением другой эпохи, в которую было принято запугивать детей, добиваясь от них покорности и послушания. Разумеется, ей известно (преобладающее) мнение о том, что сказки служат эмоциональным тренажёром, способствующим укреплению и развитию детской психики, но она с этим не согласна:

"Некоторые психоаналитики выступают в защиту страшных сказок, настаивая на их универсальном символизме. Действительно, сказки полны символики. Но символы, не нашедшие объяснения, не помогают разрядке эмоциональной напряжённости, а лишь усугубляют её. Когда мы проецируем свои эмоции на символы, мы тем самым отдаляем их от себя, стараемся от них избавиться. Я согласна с Алисой Миллер, которая считает, что символы помогают удерживать подавленные мысли и чувства в подсознании. Символизация не приводит к катарсису (...) Арт-терапия - весьма эффективный способ лечения душевных травм. (...) С её помощью человек разговаривает сам с собой, встречается с собственным подсознанием, выраженным в художественной форме. В этом случае символы становятся говорящими, ведь они служат связующим звеном между сознанием человека и его подсознанием. (...) Слово позволяет описать то, что происходит у нас в душе, осознать и структурировать свой внутренний опыт.

И наоборот, чтение сказки редко приводит к пробуждению сознания. Старинные сказки отражают психическое состояние наших предков. Но полезны ли они нашим детям? Я думаю, что совсем не полезны. Моя клиническая практика показывает, что от них больше вреда, чем пользы. Ребёнок, сталкивающийся в жизни с проблемами, аналогичными описанным в сказках, может найти в них подтверждение реальности своих страхов, и тогда ему будет очень трудно от них избавиться. Сказка облекает в образы фантазии подсознания, и эти образы усиливают детские страхи".

Дальше автор иллюстрирует эти тезисы случаями из практики. Особенно её внимание привлекают многочисленные сказки, в которых матери умирают или бросают своих детей: она делает вывод, что под личиной колдуньи, мачехи или злой ведьмы скрывается образ жестокой и властной матери, бунтовать против которой для ребёнка немыслимо, и поэтому подавленный гнев обращается против этих сказочных злодеек, которых можно убить, не мучаясь чувством вины.

"Месседж, который несут все эти сказки, ясен: ребёнок не имеет права злиться на свою мать. Таким образом, сказки заталкивают бессильный детский гнев ещё глубже в подсознание. Большое их число стоит на службе авторитарного воспитания, защищает идеализированный образ родителей и искажает действительность".

(Прочитать главу целиком можно в библиотеке Литрес или на сайте books.google по запросу Филльоза Надо ли бояться сказок?)
Завершается глава вопросами, чем же эти сказки могут помочь ребёнку выстроить свою личность и не стоит ли заменить их современными (вероятно, более психоаналитически выверенными и здоровыми).
Как вы относитесь к точке зрения, изложенной в этой книге? (Особенно, конечно, хотелось бы услышать мнение наших специалистов в психоаналитической области.) Есть ли у вас подозрения, что какая-то сказка в вашей жизни могла оказаться "отравленным яблоком", способствовавшим внедрению в подсознание деструктивного жизненного сценария?

Помимо вопроса о воздействии сказок на психику детей, меня заинтересовало выделенное в цитате жирным шрифтом об отрицательном влиянии непрояснённых символов на эмоциональное благополучие, что актуально не только для детей.

АПД
Я бы не хотела, чтобы обсуждение ушло в русло практического "вердикта": читать или не читать ) понятно, что регулировать это дело бессмысленное и каждый сам принимает решение. Да и у нас тут не педагогическое сообщество, а психологическое. Поэтому я предлагаю поговорить о влиянии символов и сюжетов на психику.

источник - ru_psiholog 
[0 ссылок 144 комментариев 3550 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
СсылкаОтветить

promo topbloger november 1, 2020 19:44 227
Buy for 40 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…