?

Log in

No account? Create an account
Самые обсуждаемые темы блогосферы [entries|archive|friends|userinfo]
Самые обсуждаемые темы

[ website | ТОП30 - рейтинг блогосферы ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| ТОП30 - рейтинг блогосферы Разворачиватель комментариев ]

Ушла эпоха! Полтора месяца назад в жизни московского транспорта [окт. 16, 2018|01:00 pm]
Самые обсуждаемые темы
[Tags|]

Полтора месяца назад в жизни московского транспорта произошло приятное событие: окончательно в небытие ушла эпоха турникетов! 14 лет мы страдали, ждали с нетерпением, когда этот бред закончится, и вот это случилось. У меня с началом этой эпохи связано многое – ведь можно сказать благодаря появлению турникетов я и освоил транспортный интернет. Предлагаю переместиться в прошлое, и вспомнить как оно было.
IMG_4412



Впервые турникеты появились в 2001 году. В качестве эксперимента был выбран город Зеленоград. В Москве первыми «ласточками» стали трамваи 17 и 19 маршрутов. Турникеты в качестве эксперимента были установлены на них в 2003 году. Интересно, что спустя 10 лет именно с 17-го трамвая пошёл и обратный процесс.
IMG_4566


В начале 2004 года эксперимент расширяется на несколько маршрутов в Солнцево. А уже с сентября того же года начинается массовая установка АСКП (автоматизированная система контроля проезда) по всему городу (со временем эта абревиатура станет нарицательным мемом в транспортных кругах).
В октябре 2004 года АСКП впервые появляется на троллейбусах. Первым был переведён на новую систему 50-й маршрут, а вслед за ним – 8.
img_3361

С первых же дней турникеты вызвали шквал критики, причём - весьма объективной. Разумеется, что отурникеченный транспорт начинал ходить медленнее, хуже, автобус на каждой остановке тратил кучу времени на погрузку, а на ключевых остановках скапливались огромные очереди на посадку.
IMG_5594

Критики АСКП также ссылались на необъективно высокую стоимость комплекта (8500$USD турникет+валидатор), что, как бы, намекало, что проект ставит перед собой чисто коррупционную цель.
IMG_2735


Но лужковская пропаганда работала мощно и стабильно:
- «турникеты – это удобно»,
- «упорядоченная посадка - все не толпятся и не берут штурмом автобусы, а стоят в культурной очереди», «гибкая система оплаты проезда» (тут да - именно с турникетами были введены многопоездочные билеты, которые при кондукторах были невозможны),
- «все привыкнут и не будет никаких проблем».
- «зайцы исчезнут – повысится собираемость, будут деньги на новые автобусы».
В общем, использовались такие же грязные методы и такие же притянутые за уши нелепые доводы, как и сейчас с электробусами.
IMG_5597

С первой партией удавалось создавать благообразный имидж покупкой новых автобусов-троллейбусов и запуском на отурникеченные маршруты именно их. Пользователь видел «прогресс» - пусть и с турникетами, но зато новый комфортный автобус. Так на экспериментальный 17 трамвай были запущены первые трамваи КТМ-19. Кроме того, чтобы не портить «имидж» и не снижать интервал при увеличившемся времени проезда, туда запустили дополнительные вагоны, предназначавшиеся для запуска нового 25-го маршрута. Который из-за этого был запущен только спустя 10 лет.
IMG_4567

IMG_5074
IMG_5469

Новые автобусы МАЗ-103 с широкой передней дверью, пришли в конце 2004 года под турникеты..
IMG_4610

Новые троллейбусы БКМ-20101, купленные также специально для турникетов, с широкой передней дверью.
IMG_4589

Вот конкретно с этими "гармошками" 7-го парка вышло интересно. Их купили под 38-й маршрут, и какое-то время они действительно ходили с турникетами.
IMG_3850

Но потом возникла необходимость их переставить на 63-й, где постоянно мясо, и поэтому турникеты довольно долго не вводили. И вертушки на какое-то время сняли!
IMG_4790

Зайцев тоже содрали. Это казалось чем-то фантастическим.
IMG_4792

Но, разумеется, надолго новой техники не хватило, и уже в середине 2005 года турникеты стали ставить на всё подряд: старые икарусы, ЗиУ, татры и т.д.
IMG_4977


И если, скажем, автобусам можно было заузить кабину водителя, чтобы комфортнее было входить, то в ЗиУ дверь никак не расширишь. И выглядели ЗиУ-шки с турникетами совсем дико. Особенно «гармошки».

CIMG7756

Впрочем, впоследствии у этих троллейбусов кабины стали при капитальном ремонте заужать. Для "удобства". Выглядело совсем колхозно. Такие троллейбусы, кстати, ходят до сих пор.
CIMG3539

Многие помнят, что неотъемлемым атрибутом отурникеченного транспорта были наклейки с зайцами. Зайцы выглядели весьма уродливо, надо сказать. Тем не менее, с ними возникло немало фольклора и мемов.
IMG_4982

Многие пытались себе забрать зайчиков, помнится и я себе как-то сорвал с автобуса и повесил на шкафу.
CIMG1422


А вот ранняя версия, висевшая как раз на 17-м и 19-м трамваях. Где ещё лозунг всей кампании «Зайцы ходят пешком»..
IMG_4408


Сперва «зайцы» и наклейки «посадка в переднюю дверь» были отличительной чертой «оскотиненных» маршрутов. Потом, когда турникетизация развернулась на полную, настал полный бардак – они могли появляться где попало. Но если АСКП не была введена на маршруте, просто турникет был опущен.
IMG_2646

Турникеты вводили всегда на определённых маршрутах, т.е. не было такого, что на одном маршруте ходят машины с «вертушками» и без них. Сперва зараза охватила юго-запад, потом начала плавно распространяться на запад, юг и юго-восток. Потом завелась и на севере.
Предвестником появления турникетов были «тёткобудки», а также стенды с вот такими плакатами и наклейками. Когда они появлялись где-то в новом месте, мы гадали – какой же маршрут там «падёт» первым.
IMG_2816


А также таблички «Посадка в переднюю дверь».
CIMG7662

Турникеты всегда вводили по субботам. Видимо для того чтобы эффект от введения максимально "размыть"  Практически каждую неделю мы смотрели «расстрельный список» на сайте мосгортранса с замиранием сердца «ну кто на этот раз».
2018-10-13_18-04-36


Помню, что тогда в транспортной среде царили вообще панические настроения – как так, изуродовать транспорт, разрешив место 3-4 дверей входить в одну? Да всё ж встанет и загнётся, не будет у нас НОТа..
CIMG7675

Все форумы бурлили и клокотали, особенно в конце 2004 – начале 2005. Появился даже целый проект «Турникетам.нет». Где обсуждались всякие разные законные и не очень способы противодействия турникетам.
CIMG3889


Я сам, помнится, был неистово возмущён, когда увидел турникеты на 299 маршруте. Настолько неистово, что полез в интернеты искать способы бороться с ними, единомышленников и т.д. Так я и нашёл форумы тр.ру, форум мосгортранса (был тогда такой) и ФОТ.
IMG_5496

Тогда я был молод и горяч, помимо расклейки листовок ещё демонстративно старался заходить через задние двери, держал их открытыми для других пассажиров и всячески пропагандировал это делать других. Эффект это давало .. ну понятно какой.
CIMG7970

Какое-то время мы с друзьями печатали листовки, потом ездили и расклеивали по остановкам. Пытались даже несколько раз раздавать в автобусах. Но всё было зря..
2018-10-15_21-27-05

Иногда мы просто ездили «провожали» маршруты – за день до ввода АСКП прокатиться на нём в нормальном состоянии, ведь такой возможности скоро не будет. Скоро он станет тормозным и непригодным для езды.
IMG_4778

На троллейбусах и трамваях АСКП выглядело совсем диким. Ведь, в отличие от автобусов, электротранспорты друг друга не объедут. И обычно за грузящимся «обвертушенным» троллейбусом всегда выстраивалась очередь обычных.
CIMG5498

Я верил, что безумие остановится, и власти просто обломаются все маршруты отурникетить. Особенно видя, как хреново начинают маршруты работать. Но 30 апреля 2006 года были «орогачены» последние из могикан: трамваи 1 и 27 (их долго не трогали из-за высокого пасспотока) и троллейбусы 5, 15 (а эти были в находящемся без территории 5-м парке, и фактически были маршрутами-бомжами) и 63.
CIMG7680


В том же 2006 году вслед за МГТ свои эксперименты решил провести и областной перевозчик «Мострансавто». Турникеты появились на маршрутах Долгопрудненского ПАТП - 472, а затем - 368. У них система выглядела совсем абсурдной - турникеты были и на вход и на выход, как на электричках. Эксперимент долго не продержался и был свёрнут.
CIMG4936

А так, было разное. Методы ускорения привыкания к турникетам случались вообще самые разнообразные. Где-то на первое время ставили на остановки и в автобусы дежурить тёток. Где-то турникет ставили на первое время вглубь салона - почти у второй двери. Так можно было ехать сидя до прохода через него.
IMG_4824

Или вот, трёхсекционный трамвай "Кобра", ходивший по 17 маршруту. Здесь делать вход через переднюю дверь было бы верхом абсурда, поэтому поставили ещё один турникет сзади.
IMG_2681

Под внедрение АСКП в Москве к концу 2004 года были списаны все автобусы ЛиАЗ-677. Тем не менее, в Зеленограде до этого момента некоторое время были на линии лиазики с турникетами. Более дикого и абсурдного, конечно, было сложно что-то придумать.
08ee5603ab05ee2e197e45f9110b54ec
(найдено на просторах интернета)

Объективно говоря, в первые год-полтора работало это всё действительно дико и непотребно. Но, удивительное дело, люди действительно привыкли. Уже с 2006-07 годов про вопрос неудобства турникетов как-то забылся и ушёл с повестки. Пассажиры привыкли покупать билеты заранее, заходить в переднюю дверь, посадка более-менее ускорилась, хоть до дотурникетного периода было ей далеко. Со временем исчез и символ эпохи – зайчики.
IMG_5251

Турникеты действительно ушли на второй план, в первую очередь из-за пробок, в которых НОТ стал погрязать активнее и активнее. Задержки из-за турникетов стали незначительны по сравнению с задержками из-за них. Но, тем не менее, вносили свою лепту, поэтому периодически вставали вопросы об их отмене.
CIMG4757

Водители относились сильно по-разному к соблюдению правила входа в переднюю дверь. Многие плевали на это, и не особо следили за проходившими в задние двери, но попадались и принципиальные. Причём принципиальность была на разных уровнях - одним было достаточно чтобы нарушитель приложил билет к валидатору, а для других было обязательно, чтобы он прошёл Ритуал Прохода Через Переднюю Дверь.
IMG_4593

Я, как написал выше, был очень пассионарен в те годы. Обязательность прохода через переднюю дверь меня настолько люто выбешивала, что я регулярно совершал диверсии на это правило - и сам проходил, и других пропускал, и третьих призывал так на форумах делать. Неоднократно скандалил с водителями, но и меня хватило ненадолго. Стало быстро понятно, что так делать не стоит - только водителям создавать проблемы. А они - люди подневольные, да и не их это инициатива.
IMG_5596


Новый мэр Сергей Собянин пообещал отменить турникеты довольно быстро после прихода к власти, ещё в 2011 году. Ну, и теперь нельзя сказать, что он своё обещание не исполнил. 17-летняя эпоха вертушек в транспорте благополучно закончилась 1 сентября 2018 года!
IMG_3802

Путь к этой дате занял, немного немало, 5 лет. Начался он с того же 17 трамвая, где в целях "эксперимента" были сняты турникеты и увеличена скорость (абсурд же - ликвидацию маразма называть "экспериментом").. "Эксперимент" оказался удачным - и уже на следующий год новые польские трамваи PESA вышли без турникетов. Тогда впервые возникла абсурдная ситуация, что на одном маршруте на части вагонов надо входить только в переднюю дверь, а на части - во все.. Потом эта же практика стала распространяться на маршруты с "Витязями".
IMG_3410

В какой-то момент турникеты отменили во всех трамваях Краснопресненского депо. Затем с этого года пошла активная разморозка - прямо с 1 января 70 загруженных автобусов, затем ещё немножко автобусов, затем половина оставшихся трамваев, затем все оставшиеся трамваи, и, наконец, окончательная точка в проекте "Московский турникет" была поставлена 1 сентября.
CIMG3838

То чувство, когда так сильно этого хотел-хотел, но оно в итоге случилось когда желание давно прошло. Новость об отмене турникетов прошла удивительнейшим образом довольно незаметно. Действительно мы так к ним привыкли как к такому мелкому досадному злу, что его исчезновение на фоне других глобальных перемен воспринимается хоть и позитивным, но не таким существенным. В такие минуты хочется пообщаться с теми нами образца 2005-го года, когда тема турникетов была №1 везде в транспортных кругах. Когда скорейшее умножение на ноль "дури" в транспорте было ключевой нашей мечтой. Что бы те "мы" сказали сегодняшним "нам" и наоборот?
IMG_5507

Зато теперь самое время вспомнить каково с этим делом в Бразилии. Турникеты по типу "заводской вертушки" куда более тугие и узкие, чем наши, там вообще почти в других городах. И каких-либо изменений к лучшему не предвидится - бразилы и так привыкли.



Впрочем, одной из реальных причин внедрения турникетов было вовсе не это всё, а желание «Мосгортранса» посчитать льготников. Зная точную цифру, проще требовать с правительства города конкретную сумму субсидии. С этим система АСКП, включавшая в себя турникеты, успешно справилась. Теперь турникетов нет, а АСКП осталась. Будем надеяться, что вертушки больше никогда в наши транспорты не вернутся!
IMG_2629




источник - griphon 
[0 ссылок 69 комментариев 4101 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
СсылкаОтветить

promo topbloger november 1, 2020 19:44 232
Buy for 40 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…