?

Log in

No account? Create an account
Дождались. Или третья часть истории о "Максе" - Самые обсуждаемые темы блогосферы — ЖЖ [entries|archive|friends|userinfo]
Самые обсуждаемые темы

[ website | ТОП30 - рейтинг блогосферы ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| ТОП30 - рейтинг блогосферы Разворачиватель комментариев ]

Дождались. Или третья часть истории о "Максе" [ноя. 13, 2018|03:00 am]
Самые обсуждаемые темы
[Tags|]


Появились известия по ситуации с Боинг 737MAX - Боинг сподобился на описание таинственной системы MCAS, которая является особенностью моделей -8 и -9.

Ничего удивительного нет в том, что не только меня смутила практически абсолютная схожесть систем, описанных в FCOM двух поколений Боингов 737 - MAX и NG, которые участвуют в предотвращении сваливания. Более подробно я осветил этот вопрос в предыдущей статье, которая заканчивается следующими словами:

"Вся информация здесь. Больше добавить нечего. Подробной технической документации, пилотам недоступной, перед глазами нет. В любом случае, если при очевидной общей схожести систем, проблема касается новейших 737MAX и невозможна на 737NG, то возникает резонный вопрос к производителю - W.T.F.?"
Похоже, что очень много операторов мыслили в том же направлении и закидали Боинга запросами - "W.T.F.?". Наконец, Боинг вымучил ответ и неохотно разослал по авиакомпаниям письмо следующего содержания:

Модели 737 -8/ -9 поколения MAX имеют MCAS - сиcтему улучшения характеристик по тангажу при полете с убранной механизацией крыла и при повышенных углах атаки. Данная система выдает команды на порционное отклонение стабилизатора на пикирования во время выполнения разворотов с большими углами крена, а так же при полете с убранной механизаций на скоростях, приближающихся к скорости сваливания.

Система работает только при выключенном автопилоте и разработана так, что ее действия можно пересилить либо использованием кнопки триммирования на штурвале любого пилота или выключением электромотора управления стабилизатором переключателями на центральном пульте.

Система вступает в работу когда угол атаки самолета превышает определенное значение, основанное на скорости и высоте полета. Движение стабилизатора ограничено 2.5 градусами при скорости перемещения 0.27 градусов в секунду. Глубина перекладки стабилизатора меньше на высоких числах М и больше на малых. MCAS прекращает свою работу как только угол атаки уменьшится ниже определенного значения или если пилот начнет перекладку стабилизатора. При этом, если условия активации MCAS продолжают сохраняться, она снова включается в работу, то есть, в зависимости от текущего числа М снова отклоняет стабилизатор вплоть до 2.5 градусов от начального значения.

И так далее.

Важно - система MCAS отсутствует на 737NG. Можно выдыхать.

* * *

Забавно (если это применимо к ситуации) то, что в FCOM Боинга 737MAX система MCAS встречается. В списке аббревиатур.

И больше нигде не встречается. Наверное, о ней и не стоит знать пилотам, хотя на мой взгляд, работает она достаточно интересно, для того, чтобы включить ее описание в FCOM. Хотя бы любопытства ради.


* * *

А теперь о грустном.

Судя по описанию, система MCAS работает медленно и осторожно. И "порционное" отклонение стабилизатора - по 2.5 градуса со скоростью 0.27 град/сек - это не так много, чтобы сразу же "загнать самолет в землю в неуправляемом пике". Загонит, но не сразу только если никак не реагировать, не управлять самолетом.

При пилотировании в ручном режиме ее воздействие должно сразу же ощущаться пилотирующим пилотом - в виде появления тянущих нагрузок на штурвале. Очевидным, подсознательным действием, должно быть использование триммирования - то есть, нажатие пилотом кнопки перекладки стабилизатора на штурвале для снятия возникших нагрузок. И так до бесконечности, даже если сохраняются условия для ее активации* - система отработала, пилот почувствовал, нагрузки снял. И так далее, пока в голове у одного из пилотов не всплывет чеклист RUNAWAY STABILIZER - самопроизвольная перекладка стабилизатора.

*В случае с самолетом Lion Air, по-всей видимости, условия появились из-за неверных показаний/интерпретаций данных одного из датчиков углов атаки.
Почему Боинг не внедрил простую защиту - запрет на активацию MCAS в случае расхождения данных от двух датчиков? Не знаю. Может быть из-за того, что посчитал, что пилот, управляя самолетом вручную, не сможет не почувствовать появление нагрузок на штурвале при пилотировании самолета и примет соответствующие меры - оттриммирует его обратно?

Сие мне неведомо. Как неведомо и то, почему пилот, управлявший самолетом, этого не сделал, почему не почувствовал.

Почти 10 секунд на то, чтобы отклонить стабилизатор на 2.5 градуса! 10 секунд на то, чтобы ощутить появление нагрузки на штурвале и снять ее, повернув ситуацию вспять! А если ситуация продолжает повторяться - то даже не зная о существовании системы MCAS, в памяти пилотов должен появиться чеклист RUNAWAY STABILIZER - самопроизвольная перекладка стабилизатора. После выполнения которого электромотор отключается.

Напомню, что до катастрофы, самолет выполнил минимум три полета со схожими проблемами. Не разбился. Непосредственно перед последним полетом технические специалисты работали над устранением повторных (!) замечаний. Не устранили.

Летайте безопасно!



источник - denokan 
[2 ссылок 84 комментариев 4629 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
СсылкаОтветить

promo topbloger november 1, 2020 19:44 232
Buy for 40 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…