?

Log in

No account? Create an account
Александр I и Священный союз - Самые обсуждаемые темы блогосферы — ЖЖ [entries|archive|friends|userinfo]
Самые обсуждаемые темы

[ website | ТОП30 - рейтинг блогосферы ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| ТОП30 - рейтинг блогосферы Разворачиватель комментариев ]

Александр I и Священный союз [ноя. 24, 2018|02:40 pm]
Самые обсуждаемые темы
[Tags|]

Тут мне в личку вопрос задали - почему я плохо отношусь к Алексу-Раз. Как вам сказать... Да, я признаю, что во время его правления Россия достигла пика своего могущества. И наверное в этом заслуга царя есть. Но вот дальнейшие проблемы - они тоже ведь им заложены. Причем проблемы во всем, и во внутренней, и во внешней политике. Тем более, что внешняя политика царя... как бы помягче сказать-то... сильно своеобразная.
Чтобы проиллюстрировать - дам отрывок из части 8 сериала "Россия и Пруссия", благо это открытая часть, и ее вполне можно прочитать и на Сипе.

26 сентября 1815 года в Париже на обломках Первой Империи русские, пруссаки и австрийцы заключили договор о Братском и Христианском союзе, который позже вошел в историю как Великий Альянс или Священный союз. Поскольку русские и иностранные источники считают, что принципы Священного союза полностью определяли политику России и Пруссии последующие 40 лет, необходимо привести документ полностью, благо – он небольшой: «Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы. Их Величества, Император Австрийский, Король Прусский и Император Российский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение трех последних лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительства возложили свою надежду на единого Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащий державам образ взаимных отношений подчинить высоким истинам, внушаемым вечным Законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящего акта есть открыть перед лицом вселенной их непоколебимую решимость как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями сей святой веры, заповедями любви, правды и мира, которые, отнюдь не ограничиваясь приложением их единственно к частной жизни, долженствую, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство, утверждающее человеческие постановления и вознаграждающее их несовершенства. На сем основании их  I. Соответственно словам Священных Писаний, повелевающих всем людям быть братьями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства и, почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены, для охранения веры, мира и правды. II. Посему единое преобладающее правило да будет, как между помянутыми властями, так и подданными их, приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа христианского, поелику три союзные государя почитают себя аки поставленными от Провидения для управления тремя единого семейства отраслями, а именно — Австриею, Пруссиею и Россиею, исповедуя таким образом, что Самодержец народа христианского, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нём едином обретаются сокровища любви, вéдения и премудрости бесконечные, то есть Бог, наш Божественный Спаситель Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово жизни. Соответственно с сим, их величества с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которых наставил человеков Божественный Спаситель, аки единственное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести и который есть прочен. III. Все державы, желающие торжественно признать в сем акте священные правила, и кои почувствуют, сколь нужно для счастья колеблемых долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут всеохотно и с любовью быть приняты в сей Священный Союз».Первое, что можно отметить: уже по фирменному стилю Александра I видно, что документ составлялся русским императором. Именно поэтому он такой путанный и противоречивый. Главный смысл документа – обоюдные договора о взаимопомощи в случае каких-либо проблем внешнего или внутреннего толка и как основа – христианская религия. В принципе, договор был открыт для других стран, и монархи пригласили присоединиться к альянсу всех государей Европы, за исключением Папы Римского и султана Турции. С султаном понятно, ибо союз предполагается на основе христианской религии, а папа-то тут причем?Дело в том, что папа Пий VII наотрез отказался поддержать идею Священного Союза, считая, что Александр I создает теократию в том смысле, что русский царь объединяет Европу под своим началом, и тем самым занимает место… самого папы Римского. А на это Святой Отец пойти не мог.Как же восприняли подписание документа страны-участницы и другие государства? Меттерних прямо назвал договор об Альянсе «совершенно пустым и трескучим документом». Позже он говорил, что подписанный договор стал яблоком раздора в Европе: «одни партии, враждебные государям, лишь и ссылались на этот акт, пользуясь им, как оружием, для того, чтобы набросить тень подозрения и клеветы на самые чистые намерения своих противников».Британия к Союзу не присоединилось, мотивируя свой отказ тем, что договор содержит какие-то абстрактные идеи вместо реальных договоренностей и обязательств. Кроме того, Соединенное Королевство объявило, что будет проводить политику невмешательства в европейские дела, ибо, по словам лорда Каслри, «Лондон за последние 20 лет сильно устал от Европы и ее проблем». Прусского короля Фридриха Вильгельма III больше интересовало приращение его страны – на Венском Конгрессе он получил Вестфалию и Рейнскую область, то есть появились новые территории, которые надо было пруссифицировать, чем король и занялся. Большую армию – ради экономии бюджета – он восстанавливать не стал, ограничившись ландвером, и от предложений создать конституционную монархию с негодованием отказался, апеллируя к подписанному договору о Священном Союзе, и трактуя его как не только соглашение о сохранении границ, но и образов правления в странах-подписантах. Опять-таки, из-за совершенно непонятного стиля, размытых и неясных трактовок, составленных Александром, каждый понимал подписанный документ, как захочется, ну или как выгодно.Ну а теперь о самом веселом - о том, как понимал подписанный документ Александр I. На Веронском конгрессе он сказал французскому посланнику по поводу Греческого восстания следующее: «Я покидаю дело Греции потому, что усмотрел в войне греков революционный признак времени. Что бы ни делали для того, чтобы стеснить Священный союз в его деятельности и заподозрить его цели, я от него не отступлюсь. У каждого есть право на самозащиту, и это право должны иметь также и монархи против тайных обществ; я должен защищать религию, мораль и справедливость». Эти слова заставляют просто подскочить со стула! Как так! Выше вы читали документ, где Иисус Христос как бог, и христианство как религия должны «непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство, утверждающее человеческие постановления и вознаграждающее их несовершенства». И вот христианское население Греции борется против иноверцев-мусульман, и русский царь… поддерживает не христиан, а турок! Он говорит, что задача Священного Союза – бороться с революциями, а не поддерживать христианство как религию, что собственно и изложено в основополагающем документе! Воистину, ну нельзя было Александра с его косноязычием подпускать к составлению таких важных бумаг! Что же он имел в виду, составляя подобный договор?Графиня Эдлинг, входившая в ближайшее окружение Александра I, отмечала в своих мемуарах: «Этот знаменитый акт подписан был, с немногими исключениями, всеми державами, но они подписывали его, не понимая его смысла и не давая себе труда уяснить его значение. Приобретение или уступка какой-нибудь деревни вызвали бы, наверное, бесконечные переговоры, а здесь дело шло только об идее. Никто не хлопотал о ней, как будто бы идеи никогда не производили переворота в мире… Проникнутый сознанием благодати, осенившей Россию, Александр не колебался заявить этим актом веры дух, в котором должны бы были управлять христианские государи христианскими народами. Его идея, быть может слишком возвышенная для большинства государей, не была понята и превратила императора в глазах одних в фанатика и слабоумного, а в глазах других в ловкого и хитрого макиавеллиста. Я видела, как некоторые немецкие князья, пропитанные теориями ХVIII века, подписывали этот христианский акт с негодованием, которое они вынуждены были вследствие своей слабости скрывать в присутствии императора».
Если упростить всю эту массу слов и сказать прямо – трактат о Священном Союзе был фикцией, прежде всего потому, что он не нес никакой смысловой и практической нагрузки. Александр же, в ту пору увлекавшийся религиозной мистикой, продолжал объяснять все с позиции религии. Так, 25 марта 1816 года царь  в циркулярной ноте дал такое объяснение  смысла Священного союза: «Единственная и исключительная цель союза» состоит «только в поддержании мира и в соглашении всех нравственных интересов народов, поставленных волею Божеского Провидения под сенью креста».То есть поддержание мира в Европе, ну уже хоть что-то. Далее: «Если искать в этом акте только то, что он содержит … то приписываемые союзу завоевательные помыслы окажутся просто химерами. Союз никому не угрожает и никто не вынужден приступить к нему. На нем только должны покоиться незыблемые основы европейского мира и общего благополучия». Ага, то есть союз не наступательный, а оборонительный. Но против кого? Чуть ранее, в манифесте от 25 декабря 1815 года Александр сообщает, что монархи России, Австрии и Пруссии обязались данным союзом ради достижения «покоя и благоденствия народов» руководствоваться «как между собою, так и в отношении» к своим подданным учением Иисуса Христа, «благовествующего людям жить... не во вражде и злобе, но в мире и любви». Опять ничего не понятно. И лишь в 1818 году, на Аахенском конгрессе принципы и параметры Священного союза стали определяться. Что было постановлено? Ну, во-первых, из Франции выводились оккупационные войска союзников, за это Франция должна была выплатить контрибуцию в 265 миллионов франков. Далее, Англия, Россия, Австрия, Пруссия и Франция заключили Пятерной союз о незыблемости границ в Европе, но при этом бывшие союзники по борьбе с Наполеоном подписали особый секретный протокол, возобновлявший их обязательства в соответствии с Шомонским трактатом в случае революционных или военных выступлений во Франции.То есть основное направление Священного Союза – не дать Франции завоевать гегемонию в Европе и вписать ее в ту политическую модель мира, которую создали Англия, Россия, Австрия и Пруссия. И вот теперь вопрос - а почему в основополагающем документе нельзя было написать об этом прямо? А то ведь получается как в песне: "Вода, вода... Кругом вода.."...


источник - george_rooke 
[0 ссылок 51 комментариев 3953 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
СсылкаОтветить

promo topbloger ноябрь 1, 2020 19:44 232
Buy for 40 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…