?

Log in

No account? Create an account
Про ваши эти самые электромобили - Самые обсуждаемые темы блогосферы [entries|archive|friends|userinfo]
Самые обсуждаемые темы

[ website | ТОП30 - рейтинг блогосферы ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| ТОП30 - рейтинг блогосферы Разворачиватель комментариев ]

Про ваши эти самые электромобили [ноя. 24, 2018|09:00 pm]
Самые обсуждаемые темы
[Tags|]

Понятно, что повальная ныне электромобилемания в немалой степени подогревается блаженными юродивыми из секты Св. Илона Маска, - но и от людей, вроде, с виду вполне приличных периодически доводится слышать про повальное электрическое будущее автономного колесного транспорта. Если говорить о будущем неопределенно-отдаленном, - какого-нибудь XXII века, к примеру, - слишком длинный горизонт прогнозирования, - там либо ишак, либо падишах. Но вот при моей жизни (а я вполне бодр, достаточно здоров и вообще - не дождетесь!) - хрен там. Вся эта история про "тихий, экономичный и экологичный транспорт" - это для тех, у кого в средней школе по физике максимум трояк был.

Начнем с этой самой физики. Вот обычный автомобиль с ДВС сжигает углеводородное топливо (хорошо, - мы за чистоту воздуха, - пусть это будет не бензин, а сжиженный газ). Часть энергии бездарно переходит в рассеиваемое тепло, - КПД всяко не 100%, - а остальное превращается в кинетическую энергию вращения вала. По дороге еще часть теряется за счет трения в трансмиссии и прочих там подшипниках, - но на этом и все. Остальная энергия радостно катит нашу самодвижущуюся повозку в заданном нами направлении.

Теперь берем электромобиль. Знаете, что мне вся эта система напоминает?

В первых паровых машинах возвратно-поступательное движение поршня в цилиндре передавалось на насос. который закачивал воду в высокорасположенный резервуар. Из этого резервуара вода лилась на мельничное колесо, которое через систему всяческих передач и редукторов приводило в движение фабричные механизмы. Так вот.



Для начала мы сжигаем тот же газ в топке ТЭЦ и преобразуем получаемое тепло в кинетическую энергию вращения вала. Не целиком преобразуем, - то, что не превратилось, создает облачка пара над градирнями. Потом - опять с потерями - эту кинетическую энергию превращаем в электричество, - крутя генератор, у которого КПД тоже далеко не 100%. Потом мы несем потери, доставляя это электричество по проводам. Небольшие, вроде, потери? Ну, - смотря откуда доставлять. Если от ТЭЦ, расположенной в нашем же городе, - то, вроде, небольшие (хотя тоже заметные), - но тогда вообще непонятен разговор "про экологию", если выбросы CO2 и всяких примесей у нас тут же в атмосферу поступают. Проще тогда тот же газ сразу в автомобильном движке сжечь, - намного экологичнее выйдет. А если откуда-нибудь с условной Няганской ГРЭС, которая далеко, и воздух нам здесь не портит, в Москву, - то потерь дохренища будет.

Доставленным на зарядную станцию электричеством мы заряжаем аккумулятор. У вас смартфон есть? Обращали внимание, что при зарядке он довольно ощутимо нагревается, - как и при разрядке во время интенсивной работы? Это потому, что у аккумулятора, - даже самого энергоэффективного, - КПД тоже далек от 100%, и электрическая энергия. которую мы можем из этого аккумулятора выдоить, - намного меньше, чем та, что потребовалась для его зарядки.

Это извлеченное из аккумулятора электричество мы преобразуем в кинетическую энергию при помощи электродвигателя (тоже с потерями), - которую по дороге тоже частично теряем в подшипниках и т.п.. И только то, что после всего этого останется, будет двигать наш электромобиль вперед. Глубоко живущий внутри меня бывший физик при взгляде на эту конструкцию рыдает горючими слезами и в припадке фейспалма до крови разбивает себе ладони об морду лица. Такое расточительство является совершеннейшим преступлением как против экономики и здравого смысла, - так и против той самой пресловутой "экологичности", на которую упирают фанаты электромобилей.

(Экологичность производства, эксплуатации и, в особенности, утилизации аккумуляторов - тема вообще отдельная. В самом простейшем случае там будут центнеры свинца и серной кислоты на каждое авто, но это позапрошлый век, - а сколько и какой дряни содержится в современных энергоэффективных батареях, - вам лучше и вовсе не знать, - спокойнее спать будете.)

В результате всего этого аццкого цЫрка для того, чтобы доставить из пункта А в пункт Б самобеглую коляску массы М - в случае электромобиля потребуется затратить в разы больше топлива, чем если то же топливо жечь непосредственно в автомобильном двигателе внутреннего сгорания.

То есть понятно, что позволить себе подобный аттракцион расточительности можно только в одном случае, - если на зарядку аккумуляторов у нас идет электроэнергия супердешевая, фактически дармовая.

Энергия ТЭЦ дармовой для нас нифига не является, - мы в пропорциональных масштабах топливо жжем, чтобы ее получить.

И энергия ГЭС для нас дармовой не является (за исключением совершенно редчайших случаев, когда водохранилище переполнено из-за наводнения, и приходится открывать заслонки для сброса). Потому как вода, находящаяся в водохранилище, для нас - ценный ресурс. - то же топливо. Когда у нас нагрузка падает, мы заслоночку слегка прикрываем, из водохранилища через турбину вытекает меньше воды, чем в него втекает из речки, и уровень растет, создавая нам запас, которым мы сможем воспользоваться в часы наибольшей нагрузки, открыв заслонки во всю дурь.

И даже ваша эта модная "зеленая энергия" нифига дармовой не является. И даже не в том дело, что ее себестоимость на единицу установленной мощности чудовищно высока, а - "лишней" "зеленой" энергии у нас в принципе нет. Потому как ночью и в штиль, когда ни ветряки, ни солнечные панели не работают, для компенсации придется-таки раскочегаривать котлы на ТЭЦ, - а топливо денег стоит. А когда солнышко и ветер, - вся моща до единого ватта уходит конвенциональным потребителям безо всяких там этих ваших электромобилей.

А дармовая энергия у нас на сегодняшний день - одна-единственная - атомная. Атомный реактор - он постоянную мощу выдает, одну и ту же, круглосуточно. "Прикрыть" или "приоткрыть заслонку". подстраиваясь под перепады потребления, там нихт арбайтен. Поэтому если у вас, например, есть АЭС, полностью обеспечивающая потребности города в часы наибольшей нагрузки, - то в моменты нагрузки наименьшей выделяемая в ходе реакции распада энергия тупо "сбрасывается вникуда". Вот эта-то энергия и есть реально дармовая, - причем не в кавычках, а в самом прямом смысле этого слова. И если именно ее направить на зарядку автомобильных аккумуляторов, - то, в общем, будет пофиг на все потери по цепочке преобразований, - она все равно дармовая, - так что не жалко.

Из этого, дорогие мои мальчики, девочки, а также дети, пока еще не определившиеся со своим гендером, следуют два довольно забавных вывода:

1. Экономически эффективное массовое внедрение электромобилей невозможно без развитой атомной энергетики.

2. Чтобы такое внедрение стало возможным, доля атомной энергетики в общем балансе должна быть весьма высока, - гораздо выше, чем у нас (не говоря про отсталые Германию или Японию) сейчас есть. Потому как сейчас АЭС обеспечивают постоянную составляющую энергетических потребностей - на уровне минимального суточного/сезонного потребления, - и то не целиком. А когда нагрузка растет, - ее покрывают, открывая вентили на ТЭЦ и заслонки на ГЭС. И дармового атомного электричества попросту не существует. Чтобы оно появилось, - необходимо, чтобы установленная и постоянно эксплуатируемая мощность атомных станций была заметно выше, чем хотя бы суммарное потребление в часы наименьшей нагрузки. Тогда, да, - будут оставаться бесплатные излишки, а пока - нет.


На сегодня про этот электромобильный морок. пожалуй, - достаточно. Мне про него есть еще много чего интересного вам рассказать, - такого, что преподобный Св. Илон Маск живьем в гробу три раза прокрутится. Но это как-нибудь в другой раз.

источник - sanches 
[1 ссылок 53 комментариев 2000 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
СсылкаОтветить

promo topbloger november 1, 2020 19:44 227
Buy for 40 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…