Самые обсуждаемые темы (topbloger) wrote,
Самые обсуждаемые темы
topbloger

Category:

Спор двух мифов О, я много писал на эту тему. И в виде статей в журнале


О, я много писал на эту тему. И в виде статей в журнале и в виде комментариев, в том числе и в чужих журналах. О том, что Россия 300 с лишним лет навязывала нам свое виденье истории и свои исторические мифы. Более того, отказывала украинцам в праве иметь свой собственный взгляд на историю и даже иметь просто свою историю.

И крайнее озлобление. которое начиная с нулевых наблюдается по отношению к Украине у части русских - и в самой России и в Украине - как раз и состоит в том, что они привыкли к теплой ванне своего исторического мифа, в котором русские всегда правы. Всегда великие. Всегда справедливые и великодушные.

И потому в силу естественного права умственно и нравственно превосходящей нации руководят чучмеками, чурками, чухней и хохлами. И вдруг столкнулись с иным взглядом и на историю, и на естественное право русских командовать другими народами. Притом в славянской стране, которая свои взгляды нередко формулирует на понятном и самом развитом и Великом Русском языке.

НО на этом самом языке пишутся совершенно не русские мысли - и это просто нестерпимо.

И я рад. что такой популярный журналист как Казарин тоже решил высказаться на эту тему. И тоже признал: формирование национального взгляда на историю и национального мифа есть важный и непременный признак формирования политической нации и независимого государства.

Павел Казарин


Юваль Ной Харари – профессор Еврейского университета в Иерусалиме – неплохо объяснил, зачем Украине нужна Поместная православная церковь

Сделал он это не нарочно. В 2011 году вышла в свет его книга «Sapiens: Краткая история человечества», в которой он разбирался, почему человечество смогло достичь нынешних эволюционных высот.

Харари писал о том, что на персональном уровне человек способен завязать личные отношения не более чем со 150 индивидами. Рота солдат или древнее племя способны держаться друг за друга за счет персональных знакомств. Но как только вы преодолеваете этот количественный порог – прежние взаимосвязи перестают работать, – пишет Павел Казарин для Крым.Реалии.

Автор писал о том, что города, государства и империи стали возможны лишь тогда, когда человечество пережило когнитивную революцию. Ту самую, после которой люди начали создавать себе вымышленные реальности.

Вымышленные реальности существуют лишь в воображении людей. Это некие договоренности людей о самих себе и правилах игры. Условный «миф» как система коллективных представлений – именно он стал тем фундаментом, который позволил виду Homo Sapiens возвыситься над всеми остальными. Потому что лишь он позволяет людям взаимодействовать в больших группах.

«Два католика, в жизни друг друга не видевшие, могут вместе отправиться в крестовый поход или собирать средства на строительство госпиталя, потому что оба верят, что Бог воплотился в человеке и позволил себя распять, чтобы искупить наши грехи. Два незнакомых серба понимают друг друга, поскольку оба верят в существование сербского народа, сербской отчизны и сербского флага. Корпорации выстраивают собственные экономические мифы. Два незнакомых друг с другом сотрудника Google эффективно работают вместе, потому что оба верят в существование Google, акций и долларов».

Мы привыкли думать, что реальность бывает либо объективной, либо субъективной. Харари писал о том, что есть и третий уровень реальности – интерсубъективный. Тот самый, который выстроен на вере и, как следствие, – взаимодействии большого числа людей. В качестве примера он приводил деньги, которые не имеют объективной ценности, а обладают лишь интерсубъективной. Благодаря тому, что люди договорились и верят в их ценность, вы можете обменивать бумажные прямоугольники и металлические кружки на еду и товары.

Весь современный мир – это пространство мифов, которые в разных своих вариациях способны объединять людей. Религиозные мифы объединяют людей, которые эту веру разделяют. Вера в деньги позволяет существовать банковской и кредитной системам. Вера в права человека позволяет гуманизировать правила жизни в современных обществах. Все эти мифы объединяет то, что они живут в коллективном воображении людей.

К числу интерсубъективных реальностей Харари относил и нации. «Пока миллионы немцев верят в существование германской нации, приходят в волнение при виде национальной символики, пересказывают немецкие национальные мифы и готовы жертвовать деньгами, временем и жизнью во имя германской нации, Германия остается одной из самых могущественных стран мира».

Кто-то скажет, что все эти цитаты доказывают обратное – условность и искусственность коллективных мифов. Но в том и штука, что это не так.

Интерсубъективные реальности – это часть нашего мира. То, что сделало возможным взаимодействие людей в больших масштабах. То, что создало цивилизацию в том виде, в котором мы ее знаем. То, что сделало одни общества – успешными примерами для подражания, а другие – оставило на периферии истории. Разница между Северной и Южной Кореей не в биологии и не в географии. Разница в тех мифах, которые исповедуют в этих странах. Мы создали воображаемые сообщества – и стали их частью.

В том и штука, что вымышленные реальности не только сосуществуют – они подчас еще и враждуют. По сути, любая революция – это ничто иное как смена мифа. Когда на смену одной системе самоощущения приходит иная. И вся история нынешней войны между Украиной и Россией – это, среди прочего, конкуренция двух мифов об Украине. Украинского и российского.

Москве хотелось бы, чтобы Украина жила кремлевским представлением о самой себе. Чтобы именно российский миф и российская интерпретация были главенствующими в соседней стране. А Украина противопоставляет этому свой собственный коллективный миф о самой себе, который, в свою очередь, складывается из самых разных деталей.

Это восприятие истории. Желаемая картинка будущего. Отношение к понятию «нормы». И свои собственные институты – общественные, государственные и религиозные. Все то, что оконтуривает страну по периметру и защищает от попыток бывшей метрополии доказать нам, что нас не существует.

Вы можете считать себя современным, светским и свободным от социальных стереотипов «человеком мира». Отмахиваться от интерсубъективных реальностей и коллективных идентичностей. Говорить, что в 21 веке государство не должно уделять столько внимания церкви. Но это все не отменяет того, что противостояние все равно продолжается. И лакмусом служит вопрос о последствиях, которые ждут всех нас в случае разных итогов этой схватки.

Разные страны отличаются качеством жизни не из-за биологии. В конце концов, мы все на 98% обезьяны и на 70% – вода. Значение имеет именно то, какое коллективное представление о реальности царит в том или ином обществе. Что мы считаем нормативным, а что – нет. В какие коллективные мифы верим и каким правилам жизни подчиняемся. И чтобы формировать свои собственные правила игры в стране, нам нужно для начала защититься от попытки навязать нам чужие.

В уходящем году в украинском символическом частоколе добавился еще один участок стены. Этот частокол сам по себе не обрекает нас на успех и триумф. Но он дает нам шанс на то, что наше будущее будем определять именно мы.
А не те, кто считает, что их коллективный миф должен вытеснить наш собственный.


источник - trim_c 
[1 ссылок 61 комментариев 3563 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
Tags: trim_c
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo topbloger ноябрь 1, 19:44 233
Buy for 50 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments