?

Log in

No account? Create an account
Бросковое бомбометание: как правильно кидать атомную бомбу - Самые обсуждаемые темы блогосферы — ЖЖ [entries|archive|friends|userinfo]
Самые обсуждаемые темы

[ website | ТОП30 - рейтинг блогосферы ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| ТОП30 - рейтинг блогосферы Разворачиватель комментариев ]

Бросковое бомбометание: как правильно кидать атомную бомбу [июл. 28, 2019|08:00 am]
Самые обсуждаемые темы
[Tags|]

Моя первая статья на Вархеде)


Атомная бомба — оружие мощное. Но, вопреки житейской логике, ею тоже необходимо тщательно прицелиться. Хорошо, если цель «мягкая» — например, городская застройка, — тогда промах в несколько сотен метров не играет роли. Но что делать, если цель «жёсткая» — например, укреплённый бункер? Или быстро движется — например, военный корабль?

Бросим! Обязательно бросим…
Так как же тогда правильно бросать? Вопрос этот очень волновал американских моряков начала 1950-х. Точность сброса атомного оружия была ничуть не лучше, чем у обычных авиабомб, сброшенных с такой же высоты. Круговое вероятное отклонение (то есть радиус круга, в который статистически попадёт половина сброшенных бомб) составляло порядка 300-400 метров.

Такая точность, может, и годилась для стратегических ударов, но была совершенно недостаточной для решения тактических задач. По оценкам 1950-х, чтобы нанести тяжёлые повреждения современному крейсеру, 20-килотонную атомную бомбу следовало взрывать не дальше, чем в 500 метрах от него. Идущий полным 30-узловым ходом крейсер мог преодолеть такое расстояние за полминуты. С учётом неточности бомбометания добиться поражения маневрирующей цели представлялось нелёгкой задачей.

Адмиралы ломали голову — как же решить проблему недостаточной точности их супероружия? Бросать бомбу с малой высоты? Но тогда самолёт-носитель не успеет уйти на безопасное расстояние и будет уничтожен взрывом собственного боеприпаса. Оснастить бомбу парашютом? Но тогда бомбу будет сильнее сносить ветром, и её точность опять-таки снизится. Бросать из пикирования? Явное самоубийство.

Управляемое оружие того времени всё ещё было слишком капризным и сложным в эксплуатации, чтобы военные могли на него полностью положиться. Пилотируемый штурмовик был банально надёжнее.


А что, если бросать бомбу с малой высоты, но не из пикирования, а из подъёма? Отцепленная бомба по инерции полетит вперёд и вверх по дуге, тем самым продлевая время полёта. А самолёт-носитель тут же выполнит поворот и бросится удирать во все лопатки (турбины). Время падения бомбы при этом будет все же значительно меньше, чем при высотном сбросе, и точность возрастёт.

Воздушные манёвры

Американским адмиралам новая концепция очень понравилась. Применяя бросковое бомбометание, штурмовик с атомной (да и с обычной) бомбой мог зайти на цель на малой высоте, до последнего оставаясь за горизонтом. Лётчикам идея удирать от взрыва своей же бомбы нравилась несколько меньше, но возможность застать противника врасплох и не приближаться вплотную им тоже импонировала.

Были разработаны три принципиальные методики броскового бомбометания:

Бросок из подскока: самолёт движется к цели на малой высоте, затем резко задирает нос, подскакивает, выполняет обратный иммельман (полупетлю с переворотом в верхней точке) и сбрасывает бомбу на подъёме. Бомба, подброшенная самолётом вперёд и вверх, летит по баллистической траектории к цели, а самолёт ложится на обратный курс.

Это был основной метод броскового бомбометания, считавшийся стандартным. Его оборотная сторона — потребность в специальном баллистическом вычислителе, способном точно просчитать момент сброса.

Горизонтальный бросок: самолёт движется к цели на малой высоте, затем резко поворачивает, одновременно выполняя «бочку». Бомба сбрасывается, когда бомболюк самолёта смотрит вверх и обращён к цели. Такой бросок позволяет направить бомбу к цели, вообще не показываясь из-за горизонта и не подставляясь под зенитный обстрел, но траектория бомбы при нём получается настильной.

Бросок через плечо: самый безумный манёвр, при котором самолёт перелетал цель, выполнял петлю Нестерова и сбрасывал бомбу на вертикальном подъёме, посылая её по баллистической траектории назад. Сам же самолёт завершал петлю, проскакивая под падающей бомбой.



Бросок «через плечо» считался рискованным, аварийным решением — на случай, если подвела прицельная аппаратура. Но манёвр можно было выполнять вообще без прицельного и навигационного оборудования — пилоту хватило бы просто перелететь цель и сразу же выполнить петлю Нестерова, отцепив бомбу на вертикальном подъёме.

Специально для бросковых атак с малой высоты американские инженеры разработали баллистический вычислитель LABS (англ. Low-Altitude Bombing System — «система бомбометания с малых высот»). Этот электромеханический компьютер получал данные о скорости самолёта, высоте полёта, силе и направлении ветра, расстоянии до цели, и автоматически высчитывал, в какой момент нужно начинать подскок, а в какой — сбрасывать бомбу.

При бомбометании по LABS пилот заранее прокладывал курс подхода к цели и выбирал на этом курсе заметную опорную точку. В LABS вводилось расстояние от опорной точки до цели по прямой. Когда самолёт проходил над опорной точкой, пилот включал LABS, и система автоматически указывала ему, в какой момент начинать набирать высоту, под каким углом подниматься (для этого LABS проецировала на оптический прицел смещающуюся световую точку — все, что требовалось от пилота, так это непрерывно удерживать точку в перекрестье прицела). Сброс бомбы выполнялся автоматически, когда самолёт занимал рассчитанное LABS положение в пространстве.



Для самолётов, которым не хватало скорости для броска - например, винтовых штурмовиков "Скайрейдер" - бомбу оснащали ракетным ускорителем. Так получалась BOAR (Bombardment Aircraft Rocket), неуправляемая атомная ракета, представлявшая собой тактическую атомную бомбу Mk-7 с прицепленным к ней твердотопливным ускорителем.
При атаке движущихся целей или в условиях плохой видимости LABS мог использовать данные бортового радара для расчёта траектории бомбы. В случае же ошибки при применении LABS (например, если пилот не мог вовремя найти опорную точку), пилоту ничего не оставалось, как помолиться и… готовиться к атаке методом «через плечо».

Не только американцы

Бросковым бомбометанием занимались даже… бомбардировщики B-47 «Стратоджет». Улучшение организации ПВО СССР в 1950-х, а также появление на вооружении сверхзвуковых перехватчиков МиГ-19 и зенитных ракет С-25 существенно осложнили для американских бомбардировщиков проникновение в воздушное пространство Советского Союза.

Перспективные сверхзвуковые бомбардировщики и дальнобойные ракеты воздушного базирования ещё только проектировались. В качестве паллиативного решения USAF начали экспериментировать с прорывом ПВО на малой высоте. Новая тактика пришлась весьма кстати — наступил 1957 год, и USAF срочно требовалось продемонстрировать, что их арсенал стратегических бомбардировщиков остаётся эффективной силой и в эру «Спутника».

[Видео]

«Я не могу понять, почему все так потрясены этими русскими межконтинентальными ракетами. Любой школьник без труда поймёт, что гораздо проще поразить цель, когда ты прямо над ней, чем когда ты в пяти тысячах миль от неё. Так ведь?» (майор ВВС Маркус Тинсли, 1957 год).

Идущий на высоте не более 50 метров B-47 спокойно мог проскочить под нижней границей досягаемости перехватчиков и зенитных ракет и нанести удар в самое сердце Советского Союза. Естественно, такой манёвр в исполнении сорокатонного бомбардировщика прибавлял пилотам немало седых волос, да и хрупкие крылья B-47 не так чтобы особенно хорошо это переносили. Тем не менее, такую тактику приняли для поражения хорошо защищённых целей.



Бросковое бомбометание оценили и британцы. С середины 1950-х британский флот исправно боялся, что в случае войны русские пошлют свои крейсера нарушать коммуникации в Атлантике. Поскольку собственных крейсеров ослабевшей «владычице морей» не хватало, бороться с рейдерами должны были в основном лёгкие авианосцы.

Серп и молот над скрещенными костями — зрелище эпичное. Вот только советский флот ничего такого не планировал.
Чтобы усилиями небольшой авиагруппы «Маджестика» или «Колоссуса» одолеть ощетинившийся зенитками (а то и зенитными ракетами — кто русских знает?) «Свердлов», был разработан палубный штурмовик Blackburn Buccaneer. Ему предстояло прорваться к рейдеру над самыми волнами и нанести по нему внезапный удар. В том числе, возможно, и атомный.

Тактика броскового бомбометания до сих пор остаётся «визитной карточкой» американских лётчиков. Электромеханические вычислители LABS сменились специальными программами в СУО, но суть тактики осталась той же — пройти незамеченным на предельно малой высоте, взмыть вверх, и метнуть бомбу (ядерную или обычную, свободнопадающую или планирующую) в сторону захваченной врасплох цели.

--------------------

P.S. от автора: бросковое бомбометание не утратило значения и сейчас - даже в эпоху низколетящих крылатых ракет и standoff-оружия. Вылет ударного самолета по-прежнему остается самым экономически эффективным воздушным средством доставки боеприпаса (из рассчета на килограмм). А появление дешевых и компактных комплектов для переделки обычных бомб в наводящиеся и планирующие - вроде JDAM и JDAM-ER - фактически, придает бросковому бомбометанию новую жизнь.

Представьте F-35, идущий на высоте 30-50 метров над землей, с внутренними отсеками, занятыми планирующими бомбами GBU-39 SDB. Он может взять на борт восемь, по четыре в каждый из отсеков. Наш F-35 несет их шесть, еще два места заняты ложными целями ADM-160 MALD. Идущий на малой высоте, прижимающийся к рельефу, F-35 чрезвычайно трудно засечь даже наиболее совершенными радарами. Кроме того, он остается ниже радиогоризонта для средств обнаружения, защищающих непосредственно цель.

Примерно в 40-50 километрах от цели, F-35 ускоряется и начинает набор высоты. С выдерживаемой перегрузкой порядка 7,5-9g (в зависимости от модели) он взмывает вверх, выписывая петлю. Бомболюк раскрывается, и восемь планирующих бомб взмывают вверх, подброшенные кинетической энергией самолета. На высоте порядка 3000-5000 метров, бомбы стабилизируются, раскрывают крылья, и планируют к заложенным в их электронной памяти целям используя собственную систему самонаведения. F-35 же, выполнив переворот, вновь снижается (выбросив облако диполей и запустив пару ложных целей MALD - для надежности) и уходит на форсаже, быстро исчезая за радиогоризонтом.

источник - fonzeppelin 
[1 ссылок 78 комментариев 2000 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
СсылкаОтветить

promo topbloger november 1, 2020 19:44 232
Buy for 40 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…