Самые обсуждаемые темы (topbloger) wrote,
Самые обсуждаемые темы
topbloger

Categories:

Москва старообрядческая

Когда поднималась купеческая Москва, старообрядцы очень много сделали для нашего города. Но века гонений и запретов приучили их не выпячиваться. Тем не менее, 90 тысяч старообрядцев, и еще столько же в губернии, для Москвы 19-го века, это много.



Московская промышленность и торговля стояли на старообрядцах: Щукиных, Хлудовых, Рябушинских, Кузнецовых, Шелапутиных. Они строили приюты и церкви, один Солдатенков поставил огромную больницу, а Морозовы – несколько музеев.



Мы привыкли, что старообрядцы – это скиты и потаенные молельни. Но раскол зародился в центре страны. И первыми противниками начинаний Никона были епископы, бояре, вспомним ту же боярыню Морозову. Например, один из лидеров протеста, протоиерей Иван Миронов служил в Казанской церкви на Красной площади. Кстати, когда протопоп Аввакум приезжал в Москву, он останавливался у своего друга Миронова, и даже иногда замещал его на службах в Казанской церкви.



Патриарх Никон решил привести русскую богослужебную практику в соответствие с греческими книгами. Поменяли направление крестного хода, количество просфор и возгласов «Аллилуйя», и главное, креститься надо было тремя, а не двумя, пальцами. За количество пальцев даже отчислили из лика святых тверскую княгиню Анну Кашинскую. Ее мощи лежали открытыми в соборе Кашина с двуеперстием. Тело закопали, собор переименовали, иконы изъяли.



Никоновская реформа началась с исправления русских богослужебных книг по греческим образцам. Исправления шли вот здесь, в Печатном дворе. Так что первыми противниками реформы стали «справщики». Несогласных с греческими книгами уволили. Причем, различия иной раз были в букве, «Исус» или «Иисус». Не соблюдающих букву богослужения церковные власти предали анафеме, ссылали, резали языки, жгли.



Нынешнее здание Печатного двора построено в самом начале 19-го века с готическими элементами. Любопытно, как отнесся бы к нему сам Никон, он же занимался и архитектурой, считал купола богоугодными, а шатровые завершения – нет.



Правительница Софья была решительная государыня, она издала закон «12 статей». По нему упорствующих в старой вере следовало сжигать, отрекшихся – ссылать в монастыри, а помогающих раскольникам – бить кнутом. Казни захлестнули страну. И старообрядцы побежали из Москвы в Поморье, на Керженец, за границу.



Возвращаться в Москву старообрядцы начали в царствование Екатерины Второй. При этой государыне уменьшились гонения. Более того, Екатерина лично перекрестилась двумя пальцами перед епископами, и спросила, признают ли они ее, верную христианку, еретичкой и раскольницей? А затем добавила, что считает, что следовать решениям Никона, это все равно, что лилипутские споры о том, с какого конца разбивать яйцо.



После страшной московской чумы 1771-го года кладбища вынесли за пределы города, и старообрядцы получили разрешения на двух кладбищах – Преображенском и Рогожском – поставить богадельни. Со временем Преображенское кладбище стало центром старообрядцев-беспоповцев, а Рогожское – центром старообрядцев-беглопоповцев, то есть, признающих священство. Отсюда управляли огромными старообрядческими областями. Как говорили: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем стоит Городец, на том и Керженец».



На Рогоже при жилых домах и богадельне стояла деревянная часовня. В 1791-ом году старообрядцы добились разрешения заменить ее на холодную каменную часовню. Церковные власти опомнились только тогда, когда у часовенки уже возвели стены. Оказалось, что проект заказан Матвею Казакову, и строится самый большой храм Москвы. Больше построили только через сто лет – Храм Христа Спасителя.



Московский генерал-губернатор приехал и разобрался, запретил ставить апсиды, из пяти глав оставил одну, прилично уменьшив высоту барабана. Так что нынешний Покровский собор не очень гармоничен, он сильно отличается от первоначального проекта Матвея Казакова.



Рогожские храмы строили с престолами и алтарями, но литургию не служили, боялись гонений. Хотя на Иргизе старообрядцы добыли антиминс, да еще атаман Платов подарил свою походную церковь с антиминсом. Антиминс – это плат с вшитыми частичками святых мощей, он необходим для литургии. А так – служили утреню, вечерню, крестили и отпевали.



Так как старообрядцем часто не хватало священников, венчаться в Покровскую церковь приезжали со всей Москвы, и даже из отдаленных губерний. Иногда венчали 20 пар сразу. Для этого в Покровской церкви было 40 одинаковых медных венцов.



Зимний кирпичный одноглавый храм Рождества Христова ставили без скандалов, но чтобы не дразнить власти, его тоже назвали часовней. Построил его в 1804-ом году архитектор Жуков в традициях русской готики. Храм большой, в нем помещалось 46 купелей, старообрядцы – люди многодетные, их церквей в Москве было мало, а самих старообрядцев – много.



Гонения на старую веру продолжались, и в 1862-ом году власти опечатали алтари рогожских храмов. У Лескова есть рассказ «Запечатленный ангел», там старец Памва говорит: «Ангел в душе живет но запечатлен, а любовь освободит его». Алтари рогожских храмов освободила революция 1905-го года, она принесла политические свободы, и закон о веротерпимости. Теперь переход из православия в другое христианское вероучение не считался уголовным преступлением, и старообрядцем разрешили ставить храмы



В память о распечатании алтарей рогожских храмов в 1910-ом году построили Воскресенский храм-колокольню. Автор проекта – архитектор Федор Горностаев. Старообрядцы ценят все дониконовское, служат по древним книгам, пишут иконы «мелочным» строгановским письмом. Вот и церкви, которые они ставят, стилизованы под старину. Здесь мы найдем декоративные углубления (русские ширинки), и декоративную аркаду, напоминающую владимирские храмы.



В попытках примирить господствующую церковь и раскольников, во второй половине 18-го века, как раз в царствование Екатерины Великой, появилось Единоверие. Единоверам разрешили служить по древним книгам, креститься двумя перстами, при условии, что они подчиняются иерархии Православной церкви. Единоверие было мостиком между РПЦ и старообрядцами.



Так как власти всегда были заинтересованы в обращении старообрядцев, то рядом с их общинами строили особенно большие и красивые храмы. Вот и на Рогожском кладбище была построена единоверческая Никольская церковь. Это проект 1864-го года архитектора Корнеева. Храм построен в стиле русского узорочья 17-го века. В 1988 году храм был целиком передан РПЦ.



На Рогожском кладбище похоронено много известных старообрядцев: Рябушинские, владелец фарфорового производства Кузнецов, сюда привезли из Канн тело Саввы Морозова. А вот могила Солдатенкова, строителя огромной больницы, ее мы знаем как Боткинскую, не сохранилась. В 30-ые годы надгробия часто пилили на плиты для московского метро. В этом был хотя бы какой-то хозяйственный смысл. Николая Клюев рассказывал, что на его родине старообрядческие кладбища и храмы жгли, ровняли и засыпали солью.



Николая Клюев – самый известный поэт из старообрядцев. Он с Онеги, центра северного старообрядчества:

«Порато баско зимой в Сиговце!
Снега как шапка на устьсысольце,
Леса — тулупы, предлесья — ноги,
Где пар медвежий да лосьи логи,
По шапке вьются пути-сузёмки,
По ним лишь душу нести в котомке
От мхов оленьих до кипарисов...»



Уменье держать удар, взаимовыручка, поддержка помогали старообрядцам вести дела. Ну а трезвость, трудолюбие, любовь к книгам и великолепная дисциплина делали их хорошими предпринимателями. Никольский старообрядческий храм рядом с Белорусским вокзалом поставлен на участке и на деньги крупного московского предпринимателя Рахманова.



Архитектор Гуржиенко стилизовался под новгородскую архитектуру, поэтому на храме защипы на кровлях, кирпичные узоры и колокольня в виде сужающегося столба.



«С товарищи мастер Аким Зяблецов
Учились у кедров порядку венцов,
А рубке у капли, что камень долбит,
Узорности ж крылец у белых ракит –
Когда над рекою плывет синева,
И вербы плетут из нее кружева,
Кувшинами крылец стволы их глядят,
И легкою кровлей кокошников скат».



Покровская старообрядческая церковь построена в 1907-ом году одним из братьев Рябушинских – Павлом. Архитекторы Маят и Адамович стилизовали храм под древнее северное зодчество.



Следование древнему благочестию ни в коем случае не означает косности. Это хорошо видно на примере восьми братьев Рябушинских. Они издавали прогрессивные газеты, основали автомобильный завод, изучали аэродинамику, отправляли экспедиции за радиоактивными элементами и даже проводили выставки авангардного искусства. Свой особняк в 1900-ом Степан Рябушинский заказал Архитектору Шехтелю.



Похоже Шехтель, работая на старообрядца, умышленно придал зданию асимметрию и мягкую тяжесть древнего храма и обвил дом стилизованными волнами, растениями, дересьями, словно скит, затерянный в лесу. Степан Рябушинский – банкир, основатель автомобильного завода, но главным делом его жизни было коллекционирование икон. По всей России собирал он старинные доски, в мастерской его дома мастера изучали их и реставрировали. Какие-то иконы он передал в старообрядческие церкви, какие-то оставил себе.



Старообрядцы Морозовы были самой богатой и влиятельной московской семьей. Они разделились на четыре независимые ветви, и вели четыре огромные ткацкие мануфактуры. Сегодня влияние Морозовых на московскую жизнь 19-го века почти забыто, на слуху только Морозовская больница, а ведь их имя было в названии 10-ти московских учреждений. Для сравнения: у Бахрушиных – 6, у Алексеевых – 3 учреждения.



Кроме этого, Морозовы издавали «Русский вестник», финансировали Художественный театр и Русские сезоны, строили церкви. В особняке Ивана Морозова на Пречистенке царила французская живопись. Мальчиков Морозовых учили живописи серьезно, они посещали мастерскую Мартынова, затем к ним приходил Коровин, еще студент.



Даже занимаясь химией в Швейцарии, Иван Морозов продолжал ездить на пленэры с художниками. Он вообще хотел стать живописцем, а не директором Тверской мануфактуры. Но дело превыше всего, и к живописи он вернулся в 30-ть лет уже как коллекционер. Морозов был дотошен в делах, и сохранились все его счета, так что известно, что на французскую живопись он потратил 1410665 франков.



До 30-ти лет Иван Морозов жил в Твери при фабрике. Перебравшись в Москву, он купил этот дом, построенный в 1872-ом году архитектором Кампиони. Здесь было слишком много лепнины, немодные интерьеры, и предприниматель попросил перестроить здание архитектора Кекушева. В особняке Морозов собрал великолепную коллекцию работ Пикассо, Ренуара, Матисса, Ван Гога, одного Сезанна было 18-ть полотен.



После национализации все картины оказались в разных музеях. Сегодня в особняке расположена Академия художеств, так что здесь выставляют не французскую живопись, а шедевры современных российских академиков.



Сколько же всего было старообрядцев на Руси? Цифры все время преуменьшали. Например, синод рапортует о 800 000 раскольников. А уже через 10 лет, очевидно, забыв первую явно выдуманную цифру говорили, что миллион раскольников перешли в РПЦ. Да и сами старообрядцы не стремились открываться.



Например, в Борисоглебск приезжает местный епископ, и останавливается в доме у богатейшего купца, старосты православного храма. А ночью епископ проснулся от каких-то звуков, побродил и вышел на раскольничью часовню, где купец со всей семьей молил о прощении за то, что приютил никонианского архиерея.



Историки считают, что в начале 20-го века от 20 до 30 процентов великороссов были ближе к расколу, чем к синодальному Православию. Вот скажем, живет в Москве купец 1-ой гильдии, городской голова Гучков, ходит в единоверческий храм, а перед смертью просит себя похоронить среди раскольников, по древнему обычаю, на Преображенском кладбище. Из 40-ка богатейших купцов Москвы 30-ть были из старообрядцев.



«Россия плачет распутицей,
Листопадом, серым дождем,
Над кутьею и Троеручицей
С кисою, с пудовым замком.
И над Русью ветвится и множится
Вавилонского плата кайма.
Возгремит, воссияет, обожится
Материнская вещая тьма!»



Материал взят из цикла передач Михаила Жебрака «Москва старообрядческая». Фото без моих логотипов взяты из Сети.


источник - raven_yellow 
[1 ссылок 59 комментариев 2000 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
Tags: raven_yellow
Subscribe
promo topbloger november 1, 2020 19:44 233
Buy for 50 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments