Самые обсуждаемые темы (topbloger) wrote,
Самые обсуждаемые темы
topbloger

Categories:

О художественной правде

Некая израильская юзер вывешивает у себя свои рецензии на просмотренные фильмы и сериалы.
Недавно она посмотрела "Неортодоксальную" (Unorthodox), по результатам какового просмотра написала, в частности, следующее:

...В общем, о том, как женщина из общины самарских хасидов (живущих в районе Вильямсберг, он же Бруклин в Нью-Йорке) сбегает из дома, из общины, из страны, отказывается от традиций, в которых воспитана. Уезжает в Берлин...

Могу отметить, что создатели фильма в некоторых местах передёргивают. В фильме высказаны многие соображения против такого поступка. О предательстве своих, о том, что необходимо вернуться. И особенно о Германии, в которой жить для еврея совсем уж неприемлемо: там повсюду тени погибших.
Такие речи, к которым надо бы прислушаться и обдумать. Но вложены они в уста отрицательного персонажа, какого-то жулика и шулера. Ну никак с ним не гармонируют. И поэтому воспринимаются как лукавство, не как что-то искреннее.

Второе - в Берлине героиня сразу же знакомится с компанией молодых музыкантов, которые принимают ее с распростертыми объятиями. Очень интернациональной компанией. Там негры, индусы, арабы, девушка из Израиля. И все помогают ей, поддерживают. (А вот как раз израильтянка нетактично открывает ей глаза на то, что играть на пианино она по-настоящему не умеет.)
Т.е. как бы весь мир ее радостно принимает.
А вот для реального баланса следовало бы показать, как ее тут же в этой Германии обзывают "жидовкой".
Ну да, знаю, что они и побаиваются, и их, особенно в Западной части, долго перевоспитывали. Но что-то такое надо бы показать. Что не такой уж там, снаружи, мёд.
И про Гитлера желательно, чтобы ей напомнили какие-нибудь прохожие. Типа "мало вас Гитлер поубивал".

Далее следовал такой диалог (поскольку пост подзамочный и оппонент просила не раскрывать ее инкогнито, ее реплики даются анонимно):

messala:
Вы в Германии когда-нибудь бывали?

ХХХ:
Четыре раза, но понемногу. И в тургруппе.

messala:
И Вас часто там называли жидовкой или упоминали Гитлера?

ХХХ:
Вот что-то вы всё время не о том. Конечно, не называли.
Но я толком ни с кем из местных жителей не общалась.
А речь о том, что если еврей уходит из замкнутого гетто в большой мир, он неизбежно столкнется с антисемитизмом в той или иной форме. И это надо учитывать, принимая такое решение. А не ждать, что чужой мир встретит с распростертыми объятиями.

messala:
Кто Вам сказал, что он неизбежно столкнется с антисемитизмом, да еще в такой гротескной форме, да еще в первые же две недели пребывания, да еще в интернациональной интеллигентной среде?

Или к ней на улице должны были подходить немцы и про Гитлера рассуждать? Так у них, наверное, как и у меня, глаз не настолько наметанный, чтобы в коротко стриженной барышне еврейку определить.

Ну и главное: это экранизация автобиографической книжки конкретной женщины. Что ж поделать, если ее там жидовкой никто не называл и Гитлера не поминал? Всё равно вставлять?

ХХХ:
Да, все равно вставлять. Потому что это даст больший объем, покажет проблему во всей полноте.
В реальности, конечно. За две недели, не общаясь с типичными немцами - там ее окружение - сплошной "понаехавший" интернационал. И она действительно не похожа.
Но вот теория литературы учит, что описывать в художественном произведении надо типичное.
А тут поднят вопрос, который актуален для очень многих, отнюдь не только евреев. Для всех, кто покидает страну и бежит "где глубже". Надо бы им сознавать, что там встречаются акулы.

Тут хорошо бы сделать второй сезон, в котором подробнее показать ее новую жизнь.

А в автобиографической книге не обязательно всё рассказано. Особенно если цель - не размышлять, права ли я была, что выиграла, что проиграла, а показать, какая я молодчина.

messala:
Никакой такой "проблемы во всей полноте" в реальности не существует, Вы ее выдумали. Никто с кондачка "тут же", как Вы написали, не обзовет Вас в Германии жидовкой и не станет разглагольствовать за Гитлера. Если, конечно, Вы, нацепив крупный могендовид на шею, не заявитесь на митинг неонацистов. И Вы это прекрасно знаете.

Так что если бы это была выдуманная история, ито вставлять туда такие несуразности было бы художественной неправдой. Но уж когда речь идет о истории реальной, это было бы просто враньем, за которое автор мог бы подать в суд и отсудить у вас круглую сумму.

Подход же к любому более-менее художественному произведению как к идеологической агитке, которая должна внушать политически нужные идеи, это... короче это мы проходили.

ХХХ:
Я считаю, что не выдумала. Не "тут же", конечно - это было бы действительно преувеличением.
Да, стоило бы снять второй сезон...

И думаю, что мне виднее. Не о том, как обстоит дело в Германии, но как вообще - еще как знаю. Ну, могу дать ссылки на посты в ЖЖ с очень выразительными комментами.

Насчет авторских прав не знаю. Это не документальный биографический фильм, а только "по мотивам". Так что не думаю, что дело дойдет до суда. Да и ведь не о ней самой шла бы речь.

Сам фильм как раз в своем роде агитка.
Повторяю: мне лучше знать.

Собственно, я вспоминала, а меня когда-нибудь за сорок лет в России обозвали "жидовкой". Нет. По крайней мере, не вспомнила. Не обозвали ни разу.
Обзывали "еврейкой". И звучало это ничуть не лучше. Потом долго пришлось работать над собой, чтобы произносить и писать это слово без напряга, ничего не стыдясь и не пугаясь.

источник - messala 
[3 ссылок 144 комментариев 4400 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
Tags: messala
Subscribe
promo topbloger november 1, 2020 19:44 233
Buy for 50 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments