Самые обсуждаемые темы (topbloger) wrote,
Самые обсуждаемые темы
topbloger

Category:

«Бей интелей! Образованные гады. Свербит у них, что люди развлекаются» (ХВВ)

Есть литературные произведения, к которым жизнь возвращает раз за разом, открывая новые грани и смыслы. Такова социально-футуристическая новелла ХВВ (Аркадий и Борис Стругацкие, «Хищные вещи века», 1964).
Однажды я уже комментировал ХВВ в эссе «Хищные вещи прошлого века»
https://alex-rozoff.livejournal.com/17515.html
Там речь шла о том, что АБС создали сюжет, в котором КАК БЫ порицается стремление «человека пещерного» (морально необразованного) к материальному изобилию, и к неограниченному потреблению в технологически высокоразвитом обществе. Однако, в результате с АБС доходчиво показали, что психика «человека пещерного» - здоровая, в отличие от психики морально философствующего интеллигента («интеля» - на сленге в пространстве сюжета).
Кстати, АБС создали новеллу ХВВ за полвека до того, как доктрина «ответственного потребления» (по итогам Парижского соглашения КАК БЫ о климате) превратилась в агрессивную межгосударственную религию, принуждающую жителей развитых стран к «экологически сознательной» нищете. Эта религия удивительно соответствует религии «борьбы против вещизма» которую советская партократия насаждала среди подданных.
Об этом удивительном аспекте имеет смысл поговорить на примере партийной цензуры, которой подверглась ХВВ перед публикацией в брежневском СССР.

Итак, фрагмент сюжета. Главный положительный герой (эмиссар некой международной службы ЧС) встречается с лидером непримиримой оппозиции из нищей страны Четвертого мира. От лица главного героя дается общая характеристика таких лидеров:
«Они были переполнены ненавистью, и им нужны были только две вещи: хлеб и оружие. Хлеб для своей шайки, находящейся в оппозиции, и оружие против другой шайки, стоящей у власти» (ХВВ, глава 12).
Данный лидер, по сюжету, полностью соответствует характеристике. Ему нужен хлеб и оружие, чтобы свергнуть режим некого Бадшаха. Оппозиционного лидера возмущает, что международное сообщество согласно проставлять продовольственную помощь на его подконтрольную территорию лишь в обмен на разоружение его боевиков. Ведь условно-легальный Бадшах не намерен разоружать свою армию или полицию.
Главный герой интересуется, а какие дальнейшие планы оппозиции – после завоевания власти. Вот что отвечает этот лидер из Четвертого мира:

(Редакция после партийной цензуры http://artefact.lib.ru/library/strugatsky.htm):
«…И вот тогда мы начнем работать. Мы вернем территории, отторгнутые у нас сытыми соседями, мы выполним всю программу, о которой вопит лживый Бадшах, чтобы обмануть народ... Я им покажу забастовки! Они у меня побастуют... Никаких забастовок! Всех под ружье и вперед!».
…Точка. Не важно, что лидер говорит дальше. Перед нами примитивный политический подонок, стремящийся построить тоталитарно-милитаристский режим. Он не лучше того Бадшаха, который правит сейчас, и нечего помогать такой оппозиции…

…Но посмотрим, что отвечает этот оппозиционный лидер в исходном тексте АБС.
(Редакция до партийной цензуры http://www.rusf.ru/abs/books/hvv12.htm):
«…И вот тогда мы начнем работать. Мы построим у себя химические заводы и завалим страну едой и одеждой. Мы вернем территории, отторгнутые у нас сытыми соседями, мы выполним всю программу, о которой вопит сейчас лживый Бадшах, чтобы обмануть народ… И вот тогда, только тогда, мы разоружимся. Нам уже не нужна будет ваша помощь. Понимаете? Мы разоружимся не потому, что вы поставили нам такие условия, а потому, что нам уже не нужно будет оружие».
…У-упс! Это принципиально иная, диаметрально противоположная концепция.
Концепция построения материального изобилия для людей на базе технологического развитии в гражданской сфере. Причем оружие требуется только до момента, когда это изобилие будет построено. Дальше защита страны переходит в технологическую фазу, намек на которую дается в других фрагментах ХВВ. При высокоразвитых технологиях, гражданские изделия могут быть применены как мощнейшее оружие сдерживания. Вот теперь вернемся к диалогу главного героя и оппозиционного лидера.
«- Тогда вы станете сытыми, будете купаться в роскоши и спать до полудня?
- Народ это заслужил. Никто не посмеет попрекнуть нас. Мы будем есть и пить, сколько пожелаем, мы будем жить в настоящих домах, мы скажем народу: теперь вы свободны, отдыхайте и развлекайтесь!
- И ни о чем не думайте, - добавил [главный герой], - а вам не кажется, что это все может выйти вам боком?
- Бросьте! - сказал [оппозиционный лидер] благодушно, - Это демагогия. Вы демагог. И догматик. У нас тоже есть такие догматики, вроде вас: бойтесь сытости! Человек, мол, потеряет смысл жизни. Нет, отвечаем мы, человек ничего не потеряет. Человек найдет, а не потеряет… Не надо, не обижайтесь. Изобилие плохо, когда его у тебя нет, а у соседа оно есть. А достигнутое изобилие - это отличная штука! За него стоит подраться. Все за него дрались. Его нужно добывать с оружием в руках, а не обменивать на свободу и демократию».
…У-упс! Будто не в XX, а в XXI веке написано. Ведь это в XXI веке вошло в моду раздавать гуманитарную помощь в обмен на отказ от технологического и социального развития. Гуманитарная помощь стала платой за сохранение отсталости, а выражение «свобода и демократия» стало эвфемизмом анти-прогрессивного миропорядка.

И именно сейчас, в период открытого принуждения к «экологически сознательной» нищете, слова оппозиционного лидера из страны Четвертого мира приобрели четкую политическую актуальность.
«Достигнутое изобилие - это отличная штука! Его нужно добывать с оружием в руках»
А те, кто заявляет, будто, изобилие лишит людей смысла жизни – это гады интели.

Тут можно возразить, что я искажаю идею АБС, и толкую исходя из своих воззрений.
Так, вот на это возражение у меня есть ответ, данный Борисом Стругацким в 1999-м:

(Б.Стругацкий «Комментарий к пройденному» http://www.rusf.ru/abs/books/bns-04.htm)
«С представлениями самих авторов относительно мира «хищных вещей», ими же созданного, произошла любопытная метаморфоза. Изначально авторы были уверены, что написали антиутопию, изобразили мир, в котором каждому уважающему себя человеку тошно и стыдно жить.
Но как-то, добрый десяток лет спустя, один мудрый читатель задал мне совершенно неожиданный вопрос: «А чем, собственно, так уж плох этот ваш мир? Ведь, на самом деле, он существует по принципу «каждому – свое», а это далеко не самый плохой из принципов существования».
И я впервые тогда глянул на мир «хищных вещей» глазами непредубежденного, неангажированного человека, далекого от очевидных, но не так уж чтобы общепринятых, хотя и вполне достойных, постулатов типа «человек создан для творчества», «человек это звучит гордо», «правильно мыслить – вот основной принцип морали» и так далее, в том же духе.
И этими глазами я увидел мир, не лишенный, разумеется, своих недостатков, в чем-то – убогий, в чем-то – пакостный, в чем-то – даже непереносимо отвратный... Но при всем при том – содержащий в себе немало светлых уголков и оставляющий, между прочим, широчайший простор и для духовной жизни тоже. Ведь человек в этом мире – свободен. Хочешь – обжирайся и напивайся, хочешь – развлекай себя нейростимуляторами, хочешь – предавайся персональному мазохизму. Но с другой-то стороны: хочешь учиться – учись; хочешь читать – читай, все, что угодно и сколько угодно; хочешь самосовершенствоваться – пожалуйста; хочешь, в конце концов, чистить и улучшать свой мир, хочешь драться за достоинство человека – ради бога! – это отнюдь никем не запрещено, действуй, и дай тебе бог удачи! Ты волен в этом мире стать таким, каким сможешь и захочешь. Выбор за тобой. Действуй.
Наше отношение к этому миру, как к АНТИУТОПИИ, переменилось. Мы поняли, что этот мир, конечно, не добр, не светел и не прекрасен, но и не безнадежен в то же время, – он способен к развитию. Он похож на дурно воспитанного подростка, со всеми его плюсами и минусами. И уж во всяком случае, среди всех придуманных миров он кажется нам наиболее ВЕРОЯТНЫМ».

Сегодня можно уточнить: среди всех альтернатив будущего - мир ХВВ единственный не безнадежный. Только он СПОСОБЕН К РАЗВИТИЮ. Все прочие - это ДЕГРАДАЦИЯ.
ХВВ теперь не антиутопия, а целевая реальность, за которую имеет смысл драться. Тут слово «драться» использовано в политическом смысле, свойственном Четвертому миру.
…Такие дела...

источник - alex_rozoff 
[1 ссылок 214 комментариев 4500 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
Tags: alex_rozoff
Subscribe
promo topbloger november 1, 2020 19:44 233
Buy for 50 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments