Самые обсуждаемые темы (topbloger) wrote,
Самые обсуждаемые темы
topbloger

Categories:

Конституция 2020 | я прочитал все 68 страниц поправок

Ни при каких обстоятельствах менять Конституцию я не намерен (В. Путин, 2005)

Если вы еще не читали все 68 страниц предлагаемых поправок 2020 года в Конституцию РФ, прочтите этот пост. Я одолел весь текст планируемых изменений и мне показалось, что оглашаемые сегодня с телеэкранов мантры об ограниченном наборе коррекций не охватывают и десятой части всего, за или против чего людям предстоит ставить флажки в бюллетенях. Далее буква в букву я процитирую многое, что слишком редко проскальзывает в федеральной информационной кампании, по моему скромному мнению. Буду рад, если то, что я отыскал в выносимом на голосование документе, сподвигнет многих самостоятельно познакомиться с ним, не ограничиваться просмотром роликов с Безруковым или Газмановым. Согласитесь, 68 страниц - объемный намек на многочисленные новации.

Итак, мы много слышали об индексации социальных выплат, об определении семьи как союза мужчины и женщины, о других приятных слуху многих россиян словах. Давайте теперь обратим внимание на менее раскрученные идеи. Как уже сказал выше, процитирую буква в букву, статья за статьей то, что представилось мне незаслуженно заглушенным основным информационным фоном.
Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации (ст. 68 в новой редакции). Нам уже очень красиво рассказали, что русский язык будет охраняться. Цензорами, которые вылупятся в николаевский свой ренессанс, или еще кем? Впрочем, тут не до чувства юмора. Лучше поищем слова об охране и сбережении? Я не нашел. Есть только такая предлагаемая фраза: "Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития", - но она есть и сейчас в Конституции, как есть в Конституции слова о том, что "государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык". Что же получается, добавили красивое расширение к уже существующему установлению о том, что русский язык государственный и сохранение его гарантировано тем, для кого он родной, так же, как гарантировано сохранение иных языков? А я распереживался было, как же Безруков сбережет язык от изменений, ведь это настолько живой организм, кого он поставит и с каким оружием против иностранных захватчиков и внутренних врагов.

На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории (ст. 67). Понятие "федеральной территории" - новинка. Что же это будет, как его используют? Огородят прибыльное нефтяное месторождение, организуют бюджетный режим, лишающий регионы доходов и радующий доходами федеральный центр? Один раз проголосуем за поправки в Конституцию, а законодатели потом смогут по собственному разумению перерисовывать карту внутри страны, не предлагая соответствующие референдумы жителям регионов, которые это затронет?
Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство (ст. 67-1). А как же текст действующей редакции Конституции, который гласит: "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной..."? Понятие Бога разве не религиозное понятие? А если часть религии, неотрывная ее часть, имплементируется в основной закон государства, не противоречит ли это заявленному принципу светскости? А если я атеист и скажу в будущем ненароком, что в Бога не верю, то не ответят ли мне словами о нарушении Конституции, ведь согласно ей мне как гражданину России предками была передана вера в Бога? Нет ли здесь некоей как минимум неловкой ситуации?
Местом постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти может быть другой город, определенный федеральным конституционным законом (ст. 70). Это мне показалось очень примечательным и об этом вроде бы мало говорят. По сути дополнение означает, что москвичи со временем могут не досчитаться общефедеральных центральных офисов каких-либо ведомств. Может быть, каких-либо аппаратчиков привлекут красоты Петербурга. Может быть, еще какого места. Может быть, какое-нибудь непопулярное у относительно либеральной столицы ведомство решит чуть удалиться от митингов за окнами и бурной политической жизни многомиллионника на семи холмах. Одно может успокоить урбанистов: это все-таки будет город. И сочувствую жителям поселков, сел и деревень - поправки однозначно в пользу больших агломераций самой буквой.
В ведении Российской Федерации находятся... установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы (ст. 71). Снова хочется вспомнить текст действующей Конституции, а именно главу 8 о местном самоуправлении, в которой, например, звучат такие слова: "Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения..." и "Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно". Разве поправка не дает в руки федералов прямой инструмент фильтрации неудобных людей? Но если дает, то где здесь самостоятельность местного населения в решении местных вопросов?
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся... защита семьи, материнства, отцовства и детства, защита института брака как союза мужчины и женщины, создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях (ст. 72). Совершеннолетние дети, обратите внимание, что вы не просто морально, но и законодательно будете обязаны заботиться о родителях без всяких но: тиран ли родитель, использует ли вас со злоупотреблениями и манипулирует ли этой вашей обязанностью и пр. Мне так померещилось. Про союз мужчины и женщины в поправке все наслышаны. Тут мне добавлять свою мысль в этой публикации нет смысла - мыслей с разных сторон уже все наслышались.
Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в РФ (ст. 79). Вспоминаю часть 4 статьи 15 действующей Конституции: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Этот текст из Конституции никто убрать не предлагает, но дополнение в ст. 79 не становится ли неловким ходом для возможности формализовать варианты неисполнения тех или иных международных обязательств? Не могу сказать, что мне приятно читать поправку, т.к. чувствую интуитивно, что мы рискуем откатываться от интернациональных норм права, которые главным образом защищают права и свободы людей в мире. Развитие параллельно с мировой цивилизацией, наверное, не так уж и плохо?
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков (ст. 81-3). Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением (ст. 81-3.1). Ну вот она возможность для действующего Президента РФ стать президентом страны еще два срока подряд. Почему она так необходима? Почему лишь один из почти 147 миллионов имеет такую уникальную возможность?
Президент России... освобождает Председателя Правительства РФ от должности (ст. 83). Сейчас премьер может уйти с поста по собственному желанию или из-за невозможности исполнения обязанностей. И убрать премьера можно лишь при недоверии Правительству со стороны законодателей. В светлом будущем, которое нам обещают авторы поправок, премьера можно будет убрать с поста решением единственного человека. Баланс власти остался неизменным?
Президент России... формирует Государственный Совет Российской Федерации... статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом... формирует Совет Безопасности Российской Федерации... Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом (ст. 83)... Целых два властных органа. А что они будут конкретно иметь право делать, каким образом и другие вопросы, об этом нет речи в поправках. Просто ждем принятия федеральных законов, в которых ведь может быть что угодно. Не все, надеюсь, но что-то, что кому-то будет угодно.
Президент России... вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации... в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий (ст. 83). Открыл Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации" и не увидел, что сейчас Президент может - скажем грубо - уволить судью такого уровня. Конституционный Суд в нынешней версии намного более независим, чем в версии с поправками. Он может решать судьбу своих членов внутренним голосованием, зависеть от Совета Федерации, но не дрожать перед Президентом, выступающем в единственном лице. Что-то снова вспоминается о властном балансе.
Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности, о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным (ст. 93). Не знаю, как юристам, а мне в тексте, где говорится о неприкосновенности Президента России (Президент ведь сможет стать неприкосновенным благодаря поправкам), интересно не только само упоминание этой неприкосновенности, но и то, что Совету Федерации для поддержания Государственной Думы дается три месяца. Может быть, члены Совета Федерации, чьи души растут от регионов и местной региональной власти (по духу нынешнего мироустройства), благодаря гипотетическим новым фильтрам от Федерации для мест (смотрим поправку к ст. 71, рассмотренную выше) будут чуть лояльнее к Президенту со временем? Может быть, тогда решение вопроса и затянуть будет легче? Но это гипотетика, а по факту просто любопытно, почему именно три месяца, почему столько барьеров вообще для отмены неприкосновенности, почему такое особенное отношение к в общем-то такому же, как и мы, равноправному с нами гражданину России.
Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят... Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно... не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (ст. 95). Президент может и отказаться, о чем сказано в поправках, но может не противиться, спокойно став пожизненным сенатором. Комфортно. Люкс-класс трудоустройства. И еще аж 30 человек лично благодаря решению Президента могут стать сенаторами. Да, тогда понятно, что три месяца, наверное, можно будет легче протянуть (см. абзац выше). Или мне снова мерещится? И еще что-то смущает в пожизненном назначении сенаторами исключительно заслуживших это лиц. А будут ли люди на пределе жизненных сил адекватны? А насколько это обязывает перед тем, кто привел тебя к такому статусу, хватит ли сил сопротивляться соблазну угодить благодетелю? Что-то трудноуловимое.
Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации (ст. 100). Очень напомнило историю с возможностью переезда из Москвы федеральных узлов государственной власти (см. комментарий к ст. 70 выше), только в другом преломлении. Почитайте, что сейчас написано по поводу совместных собраний Государственной Думы и Совета Федерации: "Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств". Получается, предлагается чуть меньше прав для совместного сбора депутатов и сенаторов. Послушать Президента, пожалуйста. Послушать Конституционный Суд или руководителя другой страны - уже не совсем пожалуйста. Порознь разве что. Да?
Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. Если Президент РФ в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ... Если Конституционный Суд РФ не подтвердит конституционности федерального закона, Президент РФ возвращает его в Государственную Думу без подписания (ст. 107). Снова полезно знать, как пока что действует эта статья. Без поправок: "Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию". Боюсь, Конституционный Суд в новой реальности, когда Президент может получить право отстранять членов Суда, рискует стать щитом для президентского несогласия с законопроектами. Хорошо ли это? Хорошо ли, когда ручейки власти стягиваются в одни руки? Баланс властей по-прежнему незыблем?
Примечание. Следом за ст. 107 идет ст. 108, в которую предлагаются похожие поправки, но касающиеся уже федеральных конституционных законов. Посему схожим образом переписывать мысли из предыдущего абзаца не буду.
Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству РФ, а Председатель Правительства РФ не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ в случаях, предусмотренных частями 3 — 5 статьи 109 Конституции РФ, а также в течение года после назначения Председателя Правительства РФ в соответствии с частью 4 статьи 111 Конституции РФ (ст. 117). Невероятно любопытное положение, которого вообще не было до того. Оно ссылается на часть 4 статьи 111 в предлагаемой новой редакции Конституции, а там идет речь о праве Президента назначить премьера после трех отклонений его кандидатуры Государственной Думой с роспуском последней. Если я не совсем дурак, то это значит, что при жестком конфликте Президента с Государственной Думой первый сможет на целый год гарантировать деятельность лояльного себе премьер-министра. Хорошо ли это? Почему именно год? В общем, домыслы в студию, товарищи!
Конституционный Суд Российской 17 Федерации состоит из 11 судей (ст. 125)... А сейчас написано вот так: "Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей". Судей такого ранга, конечно, не нам учить и не нам уговаривать, но вдруг мы попробуем в гипотетическом мире будущего сделать это. И если их 11, то уговаривать-то проще, чем уговаривать 19? Или большинство необходимое получить? Конечно, это я о выдуманном мире. О выдуманном-то не запрещено у нас?
Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом (ст. 131). Помните я писал о местном самоуправлении и смутных терзаниях о его самостоятельности (см. комментарий к ст. 71 выше)? Вот вам красивое продолжение идеи. Если все верно понимаю, родится федеральный закон с описанием порядка ротации местных чиновников, а после в соответствии с ним федеральный уровень власти кого-нибудь и куда-нибудь сможет передвигать более свободно, чем сейчас, так?
Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом (ст. 131). Сейчас такой фразы в Конституции нет, а может образоваться, а следом - образуется какое-нибудь новое видовое сообщество муниципальных образований. Местное самоуправление может спать спокойно?

Всех с Днем России! Родная моя страна, да бережет тебя твой народ!



источник - netdogg 
[2 ссылок 53 комментариев 3800 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
Tags: netdogg
Subscribe
promo topbloger ноябрь 1, 2020 19:44 233
Buy for 50 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments