Самые обсуждаемые темы (topbloger) wrote,
Самые обсуждаемые темы
topbloger

Categories:

Москитный флот Зеленского

Президент Зеленский совершил два коротких визита: в Брюссель и Лондон. В отличие от большинства новостей, которыми пестрят наши СМИ: типа "что сказал депутат Ж." или куда боле солидные "почему молчит Офис президента?" сегодня речь не о том, кто что сказал, а о вполне конкретных итогах, имеющих политическое, экономическое и военное выражение. И я познакомлю с ними моих читателей, используя материалы сайта ЕС, уж хотя бы потому, что в излишних симпатиях к администрации Зеленского, особенно ко второй ее редакции сайт никогда замечен не был.

И первым будет сообщение
о соглашении касательно флота

Во время визита Владимира Зеленского Великобритания и Украина договорились о совместном производстве ракетных катеров. Британцы готовы оснастить украинские Вооруженные силы современными ракетными катерами, которые уже совместимы со стандартами НАТО и будут способны закрыть эту потребность в Черном и Азовском морях. Причем большинство из этих кораблей будут произведены в Украине, что дополнительно их удешевит и поддержит наших судостроителей. Более того, Лондон предоставит Украине "длинный" заем, что позволит также оснастить и модернизировать две базы ВМС.

Стоит отметить, что чисто формально Зеленский не будет ставить подпись ни под одним из этих соглашений. Это – правительственные документы. Но, во-первых, традиции международных отношений побуждают "подгонять" большие, тем более исторические договоренности под визиты первых лиц. Не только в Украине. А во-вторых – и это еще более весомо – именно президент как верховный главнокомандующий должен сказать последнее слово по поводу контракта на поставку вооружения. Даже если подпись под документом поставит не он.

Источники "Европейской правды" свидетельствуют, что официальный Лондон ждет именно этой "отмашки".

"Европейская правда" пообщалась с дипломатами и военными из Украины и Великобритании и составила довольно точную картину договоренности, которая допускает определенные корректировки.

Великобритания, которая до сих пор не предоставляла Украине доступ к закупкам вооружения, будет готова получить все необходимые согласования у собственных регуляторных органов и обеспечить украинские ВМС необходимым нам количеством ракетных катеров. Кораблей такого типа в Украине сейчас вообще нет, хотя они являются ключевым звеном, способным обеспечить сопротивление предполагаемому нападению агрессора с моря.

В Минобороны подсчитали потребности и говорят о необходимости иметь восемь катеров такого типа, свидетельствуют источники "Европейской правды" (мы направили также официальный запрос в министерство и готовы добавить их уточнение).

Ключевая деталь – речь идет не об обычной закупке, а о локализованном производстве кораблей в Украине по технологии и проекту, который предоставит британский производитель. Два первых корпуса будут изготовлены на британской верфи при участии специалистов украинского предприятия-производителя (его должно определить правительство). В дальнейшем все производство – от сборки корпусов до оснащения кораблей вооружением – будет проходить в Украине, на верфи, которую правительство выберет и согласует с британской стороной.

Вне зависимости от того, где будут производить корабли, это довольно дорогое производство, поэтому перед украинским правительством встанет проблема стабильного финансирования проекта. Ее также помогут решить британцы: правительство Соединенного Королевства предоставит заем на 10 лет на сумму до 1,25 млрд британских фунтов ($1,6 млрд по текущему курсу).

Словом, британский кредит дает возможность покрыть и эти расходы. Его частично планируется пустить на модернизацию одной черноморской и одной азовской баз. "Мы подсчитали, что британский катер с нужным нам оснащением, уже с оружием и базовым боекомплектом – то есть восемь ракет – может стоить $60-80 млн за единицу. Это будет катер длиной 50 метров, скоростью 30-50 узлов, тоннажем до 400 тонн", – рассказал каперанг Андрей Рыженко. По условиям кредитования, не менее 20% этих средств должны идти британским поставщикам, рассказал ЕП дипломат, знакомый с переговорами.

Этот процент – довольно низкий, ведь у Украины нет ракет морского запуска и мы будем вынуждены их закупать. Точнее, в планах Укроборонпрома есть адаптация крылатых противокорабельных ракет "Нептун" для морского запуска (сейчас они доступны только в конфигурации для наземного старта). Впрочем, пока неясно, когда будет готова морская платформа "Нептуна". "А ракетные катера нужны нам уже сейчас", – отмечает Рыженко.

Британские инженеры уже дали Украине ответ о том, что катера будет несложно перевести на украинское вооружение. "Мы говорили с британцами о том, чтобы была конфигурация, которая позволит заменить ракеты на украинский "Нептун" после того, как его разработка и испытание завершится", – подтвердила ЕвроПравде эту информацию Алина Фролова, экс-замминистра обороны, которая принимала участие в переговорах с британцами в марте 2020 года (ныне – заместитель главы правления Центра оборонных стратегий).

Сложно спорить, что ожидаемые условия контракта очень привлекательны для Киева. Для сравнения, МВД недавно заключило подобное соглашение о поставках патрульных катеров для пограничной службы, и в соответствии с ним в Украине построят 25% кораблей из пакета заказа. А здесь речь идет о 75% кораблей локализованного производства!

Собеседники ЕП сходятся во мнении, что причиной стал... Brexit. Точнее, процессы, которые он вызвал. "Сейчас Великобритания активно ищет свое место в мире за пределами ЕС. Ей необходимо зацементировать свое влияние, свой вес как международного игрока. В том числе в сфере безопасности. Украина – это та страна, с которой британские интересы полностью совпадают, ведь Лондон заинтересован в сдерживании России. Словом, здесь звезды сошлись", – рассказал один из дипломатов.

К слову, об украинском производителе.
Из всех судостроительных заводов есть один, на который Лондон не даст согласия.
Это – верфь в Николаеве, входящая в "Смарт-холдинг" Вадима Новинского. "Мы не хотим иметь дело с заводом, подконтрольным российским владельцам", – заявил ЕП на условиях анонимности британский дипломат, имеющий отношение к переговорам.

После событий ноября 2018 года, когда Россия захватила три украинских корабля, уровень угрозы с моря вырос. Причем, та история доказала, что полагаться на иностранный флот нельзя. В поисках возможных моделей развития ВСУ Киев вместе с союзниками по НАТО утвердил концепцию "москитного флота".

Сдержать во много раз больший флот РФ можно с помощью "москитов" – небольших и быстрых кораблей.
Именно этот подход утвержден в стратегии ВМС ВСУ.

"Должно быть три типа катеров. Первый – это те, которые обеспечивают патрулирование, защиту и конвоирования судов. Минимально 6-8 таких катеров должны обеспечить защиту портов, острова Змеиный и района Джарылгача. Второй тип – быстрые амфибийно-ударные катера, способные реагировать на возможность высадки ДРГ, действовать на песчаных косах и доставить 15-20 пехотинцев в необходимый район. Их нужно 16 штук. Третий тип – это ракетные катера, способные предотвратить возможную высадку десанта. Их нужно около 8 единиц, на каждом до 8 ракет", – рассказывает Рыженко.

Получить два первых типа "москитов" Украине помогают США. Это катера класса Island и Mark VI. Договоренность с британцами о ракетных катерах полностью закрывает "москитные" потребности флота.

Причем эксперты, с которыми общалась ЕП, отмечают важность именно того типа кораблей, который должен обеспечить британский контракт.

"Из практики стран, чьи угрозы и типы флотов ближе к нам, таких как Швеция и Норвегия, – небольшие ракетные катера являются одним из оптимальных вариантов удовлетворения существующих потребностей. Они позволяют защитить не только прибрежные 12 миль, но и продвинуться (с зоной безопасности . – ЕП) дальше в Черное море", – рассказывает Анна Шелест, директор программ безопасности "Украинской призмы", которая участвовала в разработке стратегии ВМС.

Каждый читатель. кто одолел этот не слишком короткий текст (я его по своей привычке сократил), к концу не может не сделать парочки выводов:

- угроза с моря и для Одессы, и особенно для Мариуполя на сегодня весьма высока, история с захватом наших суден в проливе это подчеркнула;
- поскольку мы не можем строить "большой флот", сегодня нам это не по карману, то катера-ракетоносцы пожалуй единственный выход для нас;
- предложение Британии в этом плане не просто выгодное, а супервыгодное по целому ряду параметров;
- подписание такого соглашения серьезный военно-дипломатический успех Украины, Зеленского, СНБО, МИДа и лично посла Украины в Британии Пристайко.

Отметим что этот успех уже сделал бы визиты президента в Брюссель и Лондон успешными, но этот успех оказался далеко не единственным.


источник - trim_c 
[2 ссылок 84 комментариев 2000 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
Tags: trim_c
Subscribe
promo topbloger november 1, 2020 19:44 233
Buy for 50 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments