Самые обсуждаемые темы (topbloger) wrote,
Самые обсуждаемые темы
topbloger

Category:

Неудобные факты о Дмитрии Донском.

[Видео]

Поскольку, как мы недавно узнали, наша страна готовится настолько масштабно праздновать 650-летие  Куликовской битвы в 2030 году, что аж за 9 лет до события  нашим  Президентом подписано соответствующее распоряжение, то можно догадаться, сколько внимания этой битве будет уделено. Канал  «Россия 1» непременно снимет сериал  с Петровым и Башаровым Мадяновым, Фонд кино  выпустит фильм с Данилой  Козловским, а сколько просветительских материалов  выпустит Минкульт, думаю, вы и без меня представляете. Уверена, читатель рано или поздно неминуемо узнает абсолютно все подробности Куликовской битвы - участников, состав войск, ратные маршруты и перемещения, диспозицию войск, потери.  Посему не вижу необходимости здесь и сейчас выпускать отдельный пост, посвященный этому поистине грандиозному сражению. Однако, обойти стороной  Куликовскую битву невозможно. И речь пойдет скорее о последствиях и роли этой битвы. А также о главном действующем ее герое – Дмитрии Ивановиче Московском (он же Донской).
1.    Тохтамыш – союзник Дмитрия Донского и главный интересант в победе над Мамаем.
Во всех  источниках  по Куликовской битве сказано, что когда с огромным трудом, используя козырной туз – засадный полк Владимира Серпуховского – удалось переломить ход битвы и обратить татар в бегство, история не закончилась – за разбитым  Мамаем погнался грозный ордынский хан Тохтамыш. Увидев преследование,  многие из отрядов  узурпатора предпочли развернуться и сдаться законному правителю Орды. Остальных Тохтамыш нагнал и уничтожил. Мамай чудом спасся в Крыму. Так вот, в груде источников по Куликовской битве лишь при большом усердии можно найти информацию, а откуда, собственно, там  в районе Куликова поля, взялся  ордынский хан Тохтамыш?

А Тохтамыш, на минуточку, оказался там потому, что был союзником Дмитрия Донского в этой битве, подобно тому как литовский князь Ягайло был союзником  татарского темника Мамая. Две сибирские армии хана Тохтамыша стояли заслоном с юга, на расстоянии половины перехода до основных сил противника, из-за чего и опаздали на саму битву, так как она началась раньше намеченного срока. Так же как опоздал к битве  и Ягайло.  Потому-то Тохтамыш и сумел погнаться и  разбить остатки Мамая, что он тогда  был рядом с Куликовом полем. И в союзе с Дмитрием Донским.

Таким образом, сама Куликовская  битва становится более чем странным событием. Получается, что Дмитрий Донской разбивает ордынца-узурпатора Мамая в союзе и в интересах законного золотоордынского хана Тохтамыша.  Как же так? Ведь нам говорят, что все русские князья объединились вокруг Дмитрия Донского,  чтобы воевать с Ордой, чтобы навсегда сбросить ордынское иго.  Так ради чего вышли русские полки на лютое сражение? Если им так осточертела Орда и взыграла любовь к свободе и независимости, то на кой вы вступили в союз с  татарином Тохтамышем, который покруче  татарина Мамая будет?  Били бы уж тогда и Тохтамыша – по идее эти ордынцы должны быть одинаково  ненавистны русским князьям.

Триумфальный въезд Дмитрия Донского в Москву
Однако, нет.  С Тохтамышем у них союз и сплошной взаимный респект. Дмитрий Донской с Куликова поля возвращается домой -  его, как триумфатора,  радостно встречает и чествует вся Москва. А Тохтамыш, благодаря ему, овладевает объединенным престолом Золотой Орды. Как же так? Если татары потерпели поражение, как пишут наши учебники, то почему же ордынский хан   Тохтамыш в результате Куликовской битвы  в два раза усилил свою власть? В чем же тогда был смысл Куликовской битвы-то? Освободиться от татарского ига или помочь Тохтамышу? Так, может, Дмитрий Донской боролся вовсе не с Ордой, как пытаются убедить нас  официальные историки,  а только и именно с Мамаем?
Ответ на это дают последующие события. О них наверняка постараются поменьше говорить в дни широкомасштабного празднования Куликовской битвы в 2030 году. Да и сейчас надо буквально откапывать информацию - все, что бросает тень на нашего национального героя,  дается сжато, скупо и противоречиво.   Более того - такого темного пятна на воинскую честь и на всю нашу гордость за великих предков еще надо поискать в нашей истории. 
Итак, все по порядку.
2.    Дмитрий Донской  игнорирует требования хана Золотой Орды
После разгрома Мамая законный хан Тохтамыш сразу направил к русским князьям своих послов, которые известили князей о победе Тохтамыша над Мамаем: «повадая имъ како воцарися и како супротивника своего и ихъ врага Мамая победи».  А также о воцарении Тохтамыша в Золотой Орде. Дмитрий Донской принял послов Тохтамыша с честью, отправил новому хану дары, но за ярлыком на великое княжение не поехал.
В 1381 году Тохтамыш вновь отправил в Москву своих послов  звать Дмитрия Донского в Орду за ярлыком. Послы заявили, что хан Тохтамыш, конечно, благодарен Великому Московскому князю Дмитрию за то, что тот  разгромил Мамая на Куликовом поле, но он победил не хана Золотой Орды, а темника, узурпатора ханской власти и теперь, когда в Орде пришёл к власти законный хан из рода Чингизидов, ему, как вассалу, следует прийти за ярлыком и погасить долг  за два года.  В общем, Русь, как и раньше, должна платить дань Золотой Орде, за что Тохтамыш обещал Дмитрию Московскому свою милость и защиту от врагов. Послы были встречены со всеми почестями и одарены дорогими подарками.

В декабре 1381 г. Дмитрий Донской  направили в Сарай своих послов «съ богатыми дарами и съ поминки» законному царю Тохтамышу.  Однако сам ехать  за ярлыком на великокняжеское княжение опять отказался. Дань тоже не была выплачена.
Что же происходит? По-моему вполне очевидное – царь Золотой орды недвусмысленно  указывает своему вассалу, что не смотря на услугу, он по-прежнему вассал и не должен забываться, а должен платить. Не понять этот посыл или понять его как-то по-другому просто невозможно. Что сделал бы любой правитель на месте Великого князя Дмитрия Донского? Наверное, в первую очередь оценил бы свои силы – военные, людские, финансовые – сможет он выдержать еще одну войну, только уже не с Мамаем, а с Тохтамышем. Сможет ли он снова собрать коалицию русских князей против законного хана Золотой орды.  Понятно, что платить дань не хочется, но, с другой стороны, размер ее всего 4000 рублей серебром в год – не так уж и много. Зато ордынцы не лезут во внутренние дела, ярлыки выдают без проблем, не принуждают вассалов переходить в свою веру, так как  по закону Ясы притеснение любой религии расценивается ими как преступление. То есть не так уж и плохо, если учесть, что в покровителях и союзниках у тебя  сам золотоордынский хан. И если взвесив все это, Дмитрий Донской все же решается показать средний палец  Тохтамышу, стало быть он не боится его, верит в свои силы и готов к войне.


Ну что ж. Великий князь два года игнорирует тревожные сигналы и, в конце концов, получает на свою голову  последствия.
3.    Расплата за гордость и глупость. Нашествие Тохтамыша на Москву.
В 1382 году по распоряжению Тохтамыша на Средней Волге внезапно останавливают русских купцов, торгующих с татарами. Купцов, которые попутно с торговлей занимались шпионажем, грабят, суда конфисковывают, а их самих бросают в темницу, дабы не могли сообщить о случившемся  князю Дмитрию.

Тохтамыш собирает большое войско и идет на Москву «изгоном», т.е. без обозов и пехоты. Подойдя к границам Суздальско-Нижегородского княжества, где сидел князем Дмитрий Константинович  (на минуточку тесть Дмитрия Донского, отец его жены Евдокии Дмитриевны и дедушка его многочисленных детей),  Тохтамыш до такой степени напугал старого князя, что тот забыл все родственные чувства и, желая отклонить от своих многострадальных земель новое разорение,  отправил навстречу ему большое посольство во главе с своими сыновьями Василием  и Семеном, причем последние сопровождали хана во все время пребывания его на Руси. Такая покорность понравилась Тохтамышу, и он оставил земли Дмитрия Константиновича в покое. Остается только надеяться, что дедушка хотя бы отправил гонцов в Москву, но об этом источники умалчивают.
Святой благоверный Олег Рязанский

Дальше – больше. Подойдя к южной границе Рязанского княжества Тохтамыш видит встречающего его с шапкой в руках, с хлебом-солью и разными дарами  Олега Рязанского. И этот князь, низко кланяясь, также пытается отвести беду и разорение от своих земель, даром что в Куликовской битве бился на стороне Мамая. Зато благоверный князь Олег Рязанский  подкрепляет свое изъявление покорности золотоордынскому хану весьма эффективным способом – указывает броды через Оку, чтоб Тохтамышу быстрей и удобней было добраться за конечной точке своего похода  - в Москву.

Официальные историки тщательно пытаются убедить нас, что нападение Тохтамыша было коварным и внезапным. Что после двух лет обмена посольствами и призывами явиться за ярлыком и выплатить дань, для Дмитрия Донского по-прежнему  было большим сюрпризом увидеть войско Тохтамыша у границ своего княжества. Ну, вот такой наивный великий князь, у которого не только не было своих  людей в Орде, но даже не было дозорных и сторожей на границе, не было лазутчиков и разведчиков, не было верных людей в других княжествах, способных отправить весть, что на  тебя, князь,  движется огромное вражеское войско ненавидимой тобой  Орды. Нас пытаются убедить, что у Дмитрия Донского даже толком и  полков-то не было, чтобы Москву защитить – их еще только  собирать надо, уговаривая удельных князей  дать ему войска для защиты стольного града.  Если все так, то тогда какого хрена,  ты, княже, сидел в Москве, обмахивался лавровым венком победителя  и выёживался своей независимостью – дескать, за ярлыком не поеду, дань платить не буду. И если для тебя приход Тохтамыша стал сюрпризом, то, извини, Дима, но это значит, что ты  плохой князь.
4. Бегство князя и оборона Москвы силами простого народа. Сожжение Москвы.
Дальше начинается полная фантасмагория! Словно все это происходит не с овеянным славой героем Куликовской битвы, а с каким-то глупцом или, простите, просто трусом. По официальным источником князь всё же выехал на встречу Тохтамышу, но узрев его войско, типа понял, что своими силами не справится. По другим источникам  не было и этого.
Пишут просто, что великий князь спешно уехал в Кострому собирать войско.  До Костромы, пардон, 400 км, пешком идти неделю, а на лошади скакать без отдыха два дня.  Два дня туда, два дня обратно и время на сборы отряда.  Неделя! А если с заходом в Переславль-Залесский еще дольше будет. За это время от Москвы, пардон,  рожки да ножки останутся. Пардон, но это больше похоже на банальное бегство. Если бы князь думал о сопротивлении татарам, он мог либо остаться  в Москве под защитой стен кремля, либо стать войском в 30—100 верстах от Москвы, к примеру, в Можайске,  Волоколамске, Дмитрове, и если бы Тохтамыш осадил Москву, Дмитрий мог бы не допустить движения отдельных татарских отрядов на запад и на север, а главное, угрожал бы противнику и в любой момент мог прийти на помощь Москве. Зачем собирать войско в Костроме или в Вологде? Да пока эти костромские рати дойдут до Москвы татары десять раз успеют уйти в степи. При этом в летописях нет сведений о том, что хоть кого-то там собрал великий князь. Так где был князь все это время и что делал? Лежал, страдая на печи, и пил горькую, заглушая голос совести? Или стоял на коленях перед иконами в каком-нибудь монастыре, моля о чуде? Увы, чуда не случилось...

Нам объясняют, что Дмитрий Донской якобы уповал на свой каменный Кремль, который пока был единственным каменной крепостью в Северо-Восточной Руси и уже не раз спасал Дмитрия Донского от неприятеля.  Но вы же понимаете, сами по себе стены не могут спасти город, если в нем не окажется способного к обороне гарнизона,  военного снаряжения и продовольственных припасов. А главное – командующего, руководящего обороной.  Под стены можно подвести подкоп, на стены можно залезть, но  чаще всего самые неприступные крепости падают от  предательства или военной хитрости. Бросив город на произвол судьбы, не оставив в нем никого вместо себя управлять обороной и людьми, даже бросив там свою  семью, Дмитрий Донской просто исчез со всех  радаров. А в это время в Москву под защиту стен каменного Кремля стекается  перепуганный народ со всей округи. В это же время народ и знатные бояре бегут из Москвы, в основном в Тверь. В городе паника и пьяные бунты. В страхе за свою жизнь кое-как выезжает из Москвы благоверная княгиня Евдокия с детьми и едет в Кострому, к мужу. С ужасом покидает Москву и улепетывает в Тверь духовный пастырь всея Руси  митрополит Киприан.
И тут в город на помощь великому московскому князю прибывает молодой литовский князь Остей Дмитриевич, внук Ольгерда, который был на вольной службе у Дмитрия Донского – он приезжает по доброй воле, просто узнав,  что Москве угрожает опасность и не зная, что город брошен на произвол судьбы. Остей оказывается единственным военным человеком и ввиду отсутствия власти,  возлагает руководство обороной на себя и приводит в чувство обезумевшую толпу.  Воистину потомок Ольгерда!
В городе организовывается народное вече, обычными, не ратными людьми принимаются военные решения, готовится и топится смола, кипятится вода. Вокруг кремля заблаговременно сжигаются все посады, дабы враги не могли использовать их материалы для осады и поджога. А тем временем враг уже совсем близко – разорен и сожжен Серпухов. Владимир Серпуховской также покинул город с целью собрать войско в Волоке Ламском.

И вот случилось страшное. Передовые татарские отряды подошли к Москве 23 августа 1382 г. Согласно «Повести о нашествии Тохтамыша»: «И подойдя к городу в небольшом числе, начали, крича, выспрашивать, говори: "Есть ли здесь князь Дмитрий?" Они же из города  отвечали: "Нет". А наутро сам Тохтамыш подступил к городу со всеми своими полками.  Горожане же пустили в них по стреле, и татары тоже стали стрелять, и летели стрелы татарские в город, словно дождь из бесчисленных туч, не давая взглянуть. А некоторые из татар, изготовив лестницы и приставляя их, влезали на стены. Горожане же воду в котлах кипятили, и лили кипяток на них, и тем сдерживали их. Отходили татары и снова приступали. И так в течение трех дней бились между собой до изнеможения. Одни стреляли стрелами с заборол, другие камнями металив них, иные же били по ним из пушек. А князя все нет. И вестей от него нет.  Как думаете, что думал по этому поводу народ?

Так простоял царь Тохтамыш под городом три дня, а на четвертый осады отправил Тохтамыш под стены кремля переговорщиков: знатных татар, великих князей ордынских, а главное двух князей суздальских Василия и Семена. И обратились они к народу, бывшему в городе: "Царь вам, своим людям, хочет оказать милость, потому что неповинны вы и не заслужили смерти, ибо не на вас он войной пришел, но на Дмитрия, ратуя, ополчился. Вы же достойны помилования. Ничего иного от вас царь не требует, только выйдите к нему навстречу с почестями и дарами вместе со своим князем, так как хочет он увидеть город этот, и в него войти и в нем побывать, а вам дарует мир и любовь свою, а вы ему ворота городские отворите".
Эти слова подтвердили и князья суздальско-нижегородские, на минуточку  родные братья московской княгини  Евдокии: "Верьте нам, мы, ваши князья христианские, вам в том клянемся". Осаждаемые, поверив словам и обещаниям, согласились и тем дали себя обмануть. И отворили ворота городские, и вышли со своим князем  и с дарами многими к царю, также и архимандриты, игумены и попы с крестами, и за ними бояре и лучшие мужи, и потом народ и черные люди.
И тотчас начали татары сечь их всех подряд. Первым из них был убит молодой князь Остей, а потом начали колоть и сечь попов, и игуменов, хотя и были они в ризах, и с крестами, и простых людей...


И начался страшный погром Москвы. Людей насигали и убивали повсюду, даже в церквях.  Кругом происходила  страшная резня и истребление. По разным подсчетам было убито от 12 до 24 тысяч человек,  и тысячи были угнаны в плен. Город был полностью разграблен, сожжен и повергнут в прах. Не уберегли белокаменные стены Кремля от человеческой подлости и хитрости.
После этого Тохтамыш ушел из Москвы и двинулся  к Твери, где его с дарами и покорностью встретил давний «друг» и «меньшой брат» Донского благоверный князь Михаил Александрович Тверской. Хан Зотолотой орды благосклонно принял дары от Тверского и заключил с ним договор – какой будет ясно позднее. Далее Тохтамыш разослал свои войска грабить и разорять прочие города Дмитриевого княжества - Владимир, Звенигород, Можайск, Переяславль, Юрьев, Боровск, Руза, Дмитров. И нигде, представляте, как ни искали, они  не встретились с войском Дмитрия Донского. Его словно след простыл.
Владимир Андреевич Храбрый

Наконец, Тохтамыш принял решение возвращаться в Орду и на обратном пути  один из его полков  был неожиданно атакован и полностью уничтожен отрядом Владимира Серпуховского. Тохтамыш было решил, что вот сейчас-то явится Дмитрий Донской, и они вместе с Владимиром возьмут его, отягощенного добычей и пленными, в клещи. Но, увы,  никакой атаки, никаких «клещей» не последовало. Если Владимир Храбрый и условился со своим братом великим князем Дмитрием Донским о нападении на  Тохтамыша, то договоренность эту, рискуя жизнью, выполнил только он один. А разъяренный этим нападением Тохтамыш, проходя Рязань, ограбил и Рязань, несмотря на подхалимаж благоверного  Олега Рязанского. А чего с предателем-перебежчиком церемониться-то будь он хоть сто раз благоверный?

5. За что боролись, на то и напоролись.
Что же было дальше, спросите вы? А дальше было то, что Дмитрий Донской через несколько дней  вернулся в Москву, вернее в то, что осталось от богатого цветущего города –  бескрайнее пепелище. Среди обуглившихся бревн лежали обгорелые мертвые тела, в воздухе стоял невыносимый трупный запах. Зрелище растерзанного города было настолько невыносимым, что Дмитрий Донской зарыдал: «и видеша град взят, и пленен, и огнем пожжен, а людей побитых мертвых без числа лежащее. И о сем сжалися, яко и расплакатися има  съ слезами».

Княжеские дружинники не захотели служить могильщиками. И чтобы похоронить мертвых князю пришлось раскошелиться.  «И повелеша телеса мертых хоронить, и даваста от 40 мръевецъ по полтине , а от 80 по рублю. И съчтоша того всего дано бысть от погребениа мертвых 300 рублев». Простая арифметика дает понимание, что нашествие Тохтамыша обошлось Москве в 24 тысячи погибших, не считая тех, кого увели в плен. Этих пленных – мужчин, женщин, детей - с нетерпением ждали работорговцы на всех рынках рабов Средиземноморья. И лишь немногие из них – как правило, только знатные и богатые – могли надеяться, что их найдут в Орде друзья или родственники и выкупят из неволи. Исследователи средневековой черноморской торговли отмечают, что в конце XIVвека через Тану и Кафу потоком хлынули русские рабы.
Так чем же кончилась эта кровавая история? А тем, что Дмитрий Донской подписал с Тохтамышем мир на следующих условиях:
  1. Московский князь вновь признает себя вассалом ордынского хана и признает размер ежегодно уплачиваемой дани 5000 рублей серебром.
  2. Князь признает двухгодичный долг за незакрытые два года 1380 и 1381 в размере 8000 рублей. Стало быть, предыдущий размер дани был 4000 руб. в год.  Долг этот князь обязуется выплатить в течение 3-х лет. Хорошо, что татары не знали что такое пени, недоимки и счетчик.
  3. Ордынский хан, как верховный сюзерен, признает великокняжеский ярлык за московским домом, однако из системы владимирского княжения исключает Тверское княжество, представитель которого будет получать именной ханский ярлык на свое княжение непосредственно в Орде (вот что выпросил себе у Михаил Тверской у Тохтамыша). И еще, тверской князь больше не меньшой брат Дмитрию.
  4. Гарантией исполнения всех этих условий со стороны великого князя московского будет нахождение в Орде в заложниках  его старшего сына Василия.

Вот чем обернулась ничем не обоснованная гордыня московского великого князя Дмитрия Донского.  Как была полная зависимсть от Орды, так и осталась. Словно насмешка судьбы. Выходит,  напрасно положил князь  столько людей и на Куликовом поле и во время нашествия Тохтамыша на Московское княжество. Ради чего все это было?  В традиционную официально-патриотическую версию истории  эта цепь событий и поступков князя никак не укладывается.  Как не укладывается очень и очень многое.  Возможно, существует единственная возможная версия, где все объяснимо и все логично, но нам  она не известна.
А о мотивах  поступков  самого  князя Дмитрия Донского в этой поистине ужасной истории я предлагаю поразмышлять вам самим.
Дмитрий Донской, попирающий ордынского хана на Памятнике "Тысячелетие России"
Как считаете, что это было?
Что случилось с героем Куликовской битвы благоверным князем Дмитрием Донским – головокружение от успехов, гордыня, постыдная трусость, посттравматический синдром после Куликовской битвы, человеческая слабость, чрезвычайно хитрый и малопонятный маневр или что-то еще?

Можем ли мы, зная все это, по-прежнему считать Дмитрия Донского героем?

И можем ли мы расценивать Куликовскую битву в отрыве от последующих событий?
Со всеми статьями цикла «Утраченная история» вы можете ознакомиться, нажав на кнопопку


источник - otrageniya 
[0 ссылок 64 комментариев 2000 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
Tags: otrageniya
Subscribe

promo topbloger ноябрь 1, 19:44 233
Buy for 50 tokens
Привет! В моем блоге автоматически топботом собираются все самые интересные темы блогосферы. Более полно посмотреть все интересные посты блогосферы вы можете на сайте t30p.ru. Узнать какие из ваших постов попадали в ТОП 30 можно на сайте topbloger.ru. Подписаться на чтение самых…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments